Категория - Практика

Практические советы, чтобы научиться ездить на автомобиле быстро


Есть у АвтоВАЗа добрая традиция — каждый год собирать самых известных гонщиков страны, вывозить их на заводской полигон в селе Сосновка близ Тольятти и устраивать соревнования за титул чемпиона среди чемпионов. Позади уже 26 таких гонок, а с недавних пор причаститься к уникальному действу дают еще и журналистам с блогерами — в рамках отдельного уикенда. Подобного, без преувеличения, не встретить не только в России, но и в мире!

Пишуще-снимающую братию пускают за руль именно тех машин, на которых гоняются настоящие пилоты — и не просто посидеть на их месте, но и промчать во всю силу по сложнейшей трехмерной снежно-ледовой трассе.

Причем если в первые разы журналистам хотя бы давали шины на так называемом тренировочном шипе длиной 1,5 миллиметра, то с прошлого года даже здесь все в точности, как у чемпионов — узенькие раллийные покрышки НИИШП, покрытые сотнями «боевых» 4,5-миллиметровых когтей. Нигде, кроме профессионального спорта, вы такие не встретите!

АвтоВАЗ

Дополнительного перца добавляет сам формат — это не тест-драйв, а настоящая гонка с тренировкой, квалификацией и парными заездами по параллельным дорожкам, которые пересекаются в одной точке. Внешняя ныряет в тоннель и превращается во внутреннюю — а соседняя, в свою очередь, проходит поверху и становится внешней.

Несмотря на то, что очная борьба здесь невозможна — соперники всегда находятся на разных дорожках — адреналин зашкаливает, страсти кипят, а победителя подчас определяют буквально тысячные доли секунды.

АвтоВАЗ

Впрочем, это эмоции для самих участников и им сочувствующих. Вам же, вероятно, нет особого дела до того, как Василий Шрусов из газеты «Люби авто» обогнал Антона Дросселенко, представляющего издание «Рычаги машин».

Но даже в столь специфических, оторванных от реальной жизни соревнованиях автор этих строк сделал несколько важных наблюдений, которые могут пригодиться каждому.

АвтоВАЗ

Дело в том, что последние пару лет я совмещаю журналистику с работой инструктора по дрифту, контраварийному и спортивному вождению. Десятки раз в месяц вижу людей, которые впервые пробуют поехать боком по скользкому покрытию или садятся за руль мощного спорткара на Moscow Raceway.

Все они, несомненно, умеют ездить на автомобиле — и постоянно делают это в обычной жизни. Некоторые — не один десяток лет. Но каждый из них попадает в совершенно новый мир с особыми законами, где предыдущий опыт почти ничего не значит, и всему нужно учиться заново.

АвтоВАЗ

В Сосновке я оказываюсь одним из этих ребят — ведь принципы управления гоночной 170-сильной Lada Vesta в корне отличаются от того, к чему привык сам и чему учу клиентов.

Газ, конечно, по-прежнему справа, а переключение передач кулачковой пятиступенчатой «механики» почти такое же, как на гражданской машине — разве что с рычагом надо работать быстрее и жёстче.

Но сочетание переднего привода, мощного самоблокирующегося дифференциала и невообразимо цепких шин переворачивает прохождение поворотов с ног на голову.

Занос задней оси здесь ни в коем случае нельзя корректировать рулем — передние колеса всегда должны смотреть на внутреннюю траекторию. Начинается снос, машина сползает к внешнему брустверу? Не отпускать газ, как бы ни кричали об этом наработанные рефлексы!

Наоборот, нужно еще добавить тяги — и заставить себя выкрутить руль до упора внутрь. То есть совершить самую популярную и грубую ошибку обычного водителя на скользкой дороге — ведь нормальная машина в результате гарантированно окажется в наружном кювете.

АвтоВАЗ

Всё это похоже на популярный курортный аттракцион — велосипед с редуктором в передней вилке, который выворачивает управление наизнанку: чтобы поехать налево, руль надо повернуть направо. Легче всего к Сосновке адаптируются ребята с раллийным опытом, особенно на переднем приводе — там алгоритмы почти такие же.

Хуже приходится тем, кто в подобных условиях вообще не ездил, а больше всего страдают персонажи вроде меня, на постоянной основе привыкшие делать все наоборот. Отмазки, конечно — но сложности дрифтеров Аркадия Цареградцева и Дамира Идиятулина на основной «Гонке чемпионов» эти наблюдения подтверждают.

Что делать? Бороться с собственной головой, конечно же! И проверять на своей шкуре советы, которые я с умным видом повторяю клиентам. Самое первое и главное — неукоснительно слушать инструктора.

Со штурманских мест журналистам помогали заводские пилоты команды Lada Sport Rosneft — Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин, Михаил Митяев, Леонид Панфилов, Андрей Петухов и Иван Чубаров. Побед и титулов в различных чемпионатах у этих ребят столько, что перечислять их просто бессмысленно, а главное — есть богатейший опыт выступлений в Сосновке.

АвтоВАЗ

Инструктор не только знает трассу и машину — он может точно предсказать, что произойдет в следующую секунду, и дать команду наперед. Хочется отпустить газ перед слепым трамплином, за которым ждет крутой поворот? Не бросай, верь штурману!

Кажется, что все под контролем, и запаса по скорости и сцеплению еще достаточно? Слушай голос в шлеме, который говорит: «Медленнее, аккуратнее, притормози». Потому что говорит он это неспроста. Не выучив назубок повадки автомобиля и конфигурацию трека, полагаться на собственные рефлексы попросту глупо.

АвтоВАЗ

Единственный возможный исход такого подхода — наделать ошибок, растерять скорость, а то и причалить в сугроб, задав совсем не обязательную работу отважным механикам Lada Sport.

И только если впускаешь инструктора к себе в голову, без остатка отдаешь ему управление собственными руками и ногами, даже без опыта можно проехать достойно.

Правда, сказать это легче, чем сделать: мозгами понимаешь одно, а телом исполняешь другое. И здесь не обойтись без следующего важного компонента — максимального хладнокровия.

Есть только одна задача — сфокусироваться на четких, своевременных и правильных движениях без лишней суеты. Все эмоции, весь адреналин — после заезда, а между зеленым сигналом светофора и клетчатым флагом есть место только бесстрастной работе.

АвтоВАЗ

Наконец, третий важнейший секрет — убрать амбиции. Нужно постараться забыть о соперниках и секундомере, не пытаться сходу поехать быстро и что-то доказать себе, окружающим и терпеливому парню в правом кресле.

По собственному опыту могу сказать, что новички, которые сразу хотят дрифтить, как Цареградцев, или ехать по треку, как Ладыгин, сталкиваются с жесткой реальностью: у них все получается медленно, неправильно и опасно.

А вот те, кто планомерно, круг за кругом, обретают уверенность и понемногу поднимают темп, в итоге едут ровно наоборот — быстро, правильно и без риска на ровном месте.

Каждому, кто хочет освоить что-то новое, стоит держать эти советы в голове и четко настраиваться перед занятием: будь скромнее, держи эмоции под контролем и дай учителю тебя научить. Конечно, если вождение для вас не выходит за рамки обыденных поездок, эти советы вряд ли пригодятся.

Но управление автомобилем — именно управление, а не езда — штука слишком интересная и увлекательная, чтобы хоть раз не попробовать какую-нибудь из множества дисциплин.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ