Категория - История

Ладожский топливопровод: как снабжали горючим блокадный Ленинград


Начало Великой Отечественной войны началось для Красной Армии серией тяжелых поражений, в результате которых вермахт едва не осуществил планируемый блицкриг. Стремительное продвижение немецких войск привело к тому, что уже к началу сентября 1941 года ими была оккупирована большая часть Ленинградской области, а 8 сентября началась блокада Ленинграда, которая была прорвана 18 января 1943 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, освободили Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера.

Первая блокадная зима показала, что помимо острой нехватки продовольствия, осажденный Ленинград также испытывает серьезный дефицит топлива. Это сказывалось на боеспособности частей Ленинградского фронта, которые были вынуждены ограниченно использовать грузовики, тягачи, танки и самолеты, так как топлива для них банально не хватало. Благодаря знаменитой «Дороге жизни» частично проблему с топливом удалось решить, но всё равно городу отчаянно не хватало бензина, керосина и солярки. А топливо, как известно, это «кровь войны». Тем более Второй мировой войны, которая была «войной моторов».

Помощь «Большой земли»

Чтобы решить важнейшую задачу, 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны издал постановление №1652 об обеспечении топливом Ленинграда. При этом доставка топлива в осажденный город предусматривалась не баржами через Ладожское озеро и не транспортной авиацией, а посредством подводного топливопровода. Идею прокладки трубопровода по дну Ладоги подсказала единственная советская женщина-водолаз Нина Соколова, которая сделала предварительные расчеты и доказала возможность его строительства.

Cтатья о Ладожском трубопроводе инженера Фалькевича в журнале «Техника Молодёжи», 1946 год
«Техника Молодёжи»

Незадолго до этого, в конце октября 1941 года, Соколова участвовала в прокладке по дну Ладожского озера сорокакилометрового телефонного кабеля, связавшего Ленинград с «Большой землей», и поэтому неудивительно, что аналогичным образом она предложила снабжать осажденный город топливом. Воплотить идею Соколовой в жизнь было поручено главному инженеру треста «Нефтепроводпроект» Д.Я. Шинбергу, расчеты которого также доказывали, что прокладка подводного топливопровода более чем реальна. Правда, при условии расчистки и выравнивания некоторых участков ладожского дна.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Для решения этих задач была привлечена известная в СССР организация ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). В двадцатые-тридцатые годы ЭПРОН в основном занималась подъемом затонувших в годы Первой мировой и Гражданской войны боевых кораблей на Черном и Балтийском море, а с началом Великой Отечественной войны организация вошла в состав Советского ВМФ, выполняя функции аварийной службы.

Именно водолазы ЭПРОН занялись исследованием и подготовкой ладожского дна для укладки труб топливопровода, который должен был пройти от мыса Кареджа до станции Борисова Грива. То есть подводная часть топливопровода должна была составить 21 километр, а общая протяженность — около 30 километров.

По ночам и под обстрелом

Строительством топливопровода занялась организация ОС-6 Наркомстроя СССР, первые секции будущей топливной магистрали были сварены 5 мая 1942 года, срок окончания работ был назначен на 20 июня. Несмотря на сложность и уникальность проекта, на строительство трубопровода отводилось всего полтора месяца, и не стоит лишний раз говорить о том, какие «оргвыводы» последовали бы в том случае, если бы ОС-6 не уложилась в запланированные сроки. Особенно учитывая суровые законы военного времени.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Стоит отметить, что на тот момент ни одна страна в мире не прокладывала подводные топливопроводы такой длины, тем более на прифронтовой территории. Насосная станция на восточном берегу Ладожского озера была расположена всего в нескольких километрах от линии фронта и могла быть не только в любой момент разбомблена немецкой авиацией, но и была в зоне досягаемости немецкой артиллерии. Узнай немцы о том, что именно строится на мысу Кареджа, они, несомненно, приложили бы все усилия, для того, чтобы не оставить в этом месте камня на камне. Поэтому все работы велись в обстановке строжайшей секретности и в основном по ночам.

Подкидывала проблем и сама Ладога. Первая попытка уложить стометровый отрезок трубы окончилась провалом — помешал разыгравшийся на озере шторм. Трубы были потеряны, после чего в приказном порядке было запрещено заниматься укладкой труб в непогоду. Сами трубы диаметром 100 мм изготавливались на Ижорском заводе в Ленинграде, затем доставлялись на станцию Борисова Грива, где с помощью резьбовых соединений и сварки монтировались в секции длиной 200 метров и с помощью буксира вытягивались в озеро, где их длина наращивалась уже до 1000 метров. Секции поддерживались на плаву с помощью поплавков, изготовленных из обычных бревен, а затем опускались на дно Ладоги и там соединялись водолазами.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Максимальная глубина залегания топливопровода на некоторых участках достигала 13 метров. Остается только догадываться в каких нечеловеческих условиях работали люди при строительстве топливопровода: в ледяной воде, фактически в прямой видимости линии фронта, рискуя каждую секунду оказаться либо под артиллерийским обстрелом, либо под бомбами немецких пикировщиков. Но секретность была на высочайшем уровне, как и маскировка, и немцы так и не догадались, что буквально у них под носом строится уникальный топливопровод.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Да не просто строится, а строится рекордными темпами. За сутки прокладывалось до 600 метров труб, что позволило построить топливопровод всего за 43 дня, причем монтировка подводной части заняла всего 15 дней. Одновременно с этим было полностью закончено сооружение насосной станции на мысе Кареджа, а на станции Борисова Грива, находящейся на западном берегу Ладожского озера, был построен топливный приемный пункт. К нему проложили железнодорожную ветку, что сделало возможным доставку топлива в Ленинград железнодорожными цистернами.

Очередной подвиг советского народа

Несмотря на тяжелейшие условия, весенние штормы на Ладоге и опасную близость фронта, строители топливопровода завершили работу даже раньше срока. При монтировке топливопровода было выполнено 5800 стыков, водолазы провели под водой сотни часов, причем топливопровод делали не как «времянку», а с расчетом на долгий срок эксплуатации. Из-за этого все трубы обрабатывались битумом, чтобы предотвратить коррозию. 15 июня был сварен последний отрезок труб, а на следующий день путем закачки в топливопровод ладожской воды была проведена пробная прокачка.

ПАО «Транснефть»

Насосная станция была выведена на полную мощность, позволявшую прокачивать в сутки 150 тонн топлива. И хотя этот объем был почти в два раза меньше изначально заявленных Шинбергом 300–350 тонн в сутки, даже такое количество прокачанного топлива должно было значительно облегчить положение Ленинграда. 19 июня был подписан акт приёмки топливопровода, а 20 июня «Большая земля» стала бесперебойно снабжать осажденный город горючим.

В 1943 году из-за поднявшегося уровня Ладожского озера общую длину топливопровода увеличили до 34 километров, причем подводная часть составила уже 26 километров. Увы, несмотря на изнуряющую работу в опасных условиях и важность задачи, правительственных наград строители топливопровода не получили. Особо отличившихся наградили наручными часами, а всем остальным зачитали благодарность командующего Ленинградским фронтом Л.А. Говорова.

Топливопровод мог бы работать годами, но из-за снятия блокады Ленинграда он прослужил только 20 месяцев, после чего надобность в нём отпала. За это время с «Большой земли» в Ленинград поступило более 40 тысяч тонн топлива, благодаря чему удалось отчасти нормализовать как жизнь Северной столицы, так и в достаточном количестве снабдить топливом войска Ленинградского фронта. А это в свою очередь сказалось на успешной операции по снятию блокады Ленинграда и дальнейших наступательных действиях Красной Армии.

Сегодня мало кто помнит эту страницу истории. И пусть этот рассказ звучит удивительно, констатируем: задолго до «Северных потоков» в нашей стране в несоизмеримо более тяжелых условиях и в рекордные сроки успешно построили уникальный подводный трубопровод.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ