Категория - Статьи

ЮНА – легендарная советская самоделка


Создать автомобиль мечты – об этом, пожалуй, грезит каждый по-настоящему увлечённый машинами человек. А ездить на такой самоделке по улицам города и вовсе кажется чем-то сказочным и малореальным. Тем временем, в СССР существовали несколько десятков автомобилей-самоделок, самой легендарной из которых является, пожалуй, ЮНА, построенная Юрием Алгебраистовым. Недавно нам удалось лично пообщаться с Юрием Ивановичем и расспросить о его проекте.

Это было то время, когда автомобильная промышленность не особо радовала советских граждан разнообразием кузовов, цветов, и технических решений. Движение самодеятельных автомобилестроителей не было массовым, а имена наиболее ярких его представителей, советские граждане запоминали из телевизионных программ. Одним из таких людей, безусловно, был и наш сегодняшний герой.

Светлана Парфенова

Юрий Иванович и его брат Станислав начали строить свои самоделки в начале 1970-го года. Они познакомились с художниками-дизайнерами Анатолием и Владимиром Щербиниными, которые на тот момент уже создали свою самоделку и собирались построить ещё одну. Все вместе они занялись чертежами, которые были отданы инженерам для расчета толщины металла. И в результате были сварены рамы: Станислав работал лётчиком на грузовых самолётах и отвёз чертёжи в Иркутск, где на авиационном заводе сделали пять рам, а он перевёз их в Москву.

Светлана Парфенова

Одну из рам даже умудрились занести на седьмой этаж многоквартирного дома, и, уже в комнате, она была поставлена на колёса, в неё был установлен мотор, и началась разработка модели каркаса. Для создания болванки использовали дерево, пластилин, пенопласт. Далее сняли матрицу, по которой сделали первый кузов, - это была ещё не ЮНА, а «Сатана», предназначенная для Щербининых. А потом Юрий с братом забрали эту матрицу и, уже в своей мастерской, выклеили два кузова для себя. Но не копию «Сатаны», а свой вариант. Первой в итоге стали делать машину для Станислава. Юрий стал главным по постройке, брат — по поиску деталей.

Светлана Парфенова

Машина брата была закончена в 1976-м году. А сам Юрий впервые выехал из гаража на своей машине в 1982 году. Причём всего за три дня до автопробега самоделок Москва-Баку, в который они с женой и отправились, проехав в итоге около 14000 километров! А ещё ЮНА снялась в главной роли в фильме «Испытатели», который вышел на экраны в 1987 году. Кстати, о названии машины. В аббревиатуре ЮНА зашифрованы имена: Юрий и Наталья Алгебраистовы.

Светлана Парфенова

С момента создания автомобиля прошло уже много лет, и за это время Юрий Иванович несколько раз дорабатывал дизайн, переделывал салон, менял силовые агрегаты. Занимался всем этим сам в обычном гараже в Щукино.

Светлана Парфенова

ЮНА – заднеприводный автомобиль. Первоначально вся техническая начинка была позаимствована от «Волги» ГАЗ-24, но со временем была заменена на более современные агрегаты. Например, передняя подвеска сначала была на шкворнях, а теперь бесшкворневая от поздней модели ГАЗ-31105. А задний мост взят от Volvo 940. Правда, у Volvo – пружины, а у ЮНЫ – рессоры, так что под них пришлось подварить специальные площадки.

Светлана Парфенова

Двигатель в автомобиле менялся дважды. Сначала «Волговский» (который, между прочим, был существенно доработан и проехал около полумиллиона километров) был заменен на 2,8-литровый агрегат от BMW с МКП. Потом, поездив по пробкам, Юрий Иванович заменил его на шестицилиндровый мотор объёмом 3,5 литра и автоматическую трансмиссию – всё от BMW 5 серии в кузове E34. Установлено два вентилятора, один из них – принудительный. Разумеется, для установки всего этого пришлось много «самоделить»: адаптировать крепления подвесок, изготавливать поддон картера и кардан и т.д. Вся проводка в машине, как вы понимаете, также создана с нуля.

Тормоза у автомобиля дисковые и спереди, и сзади. Волговский гидроусилитель тормозов заменён на деталь от BMW. Единственное, рулевое управление лишено усилителя, о чем Юрий Иванович сожалеет. Для его установки нужно снова много чего переделать, но возраст берет своё.

Светлана Парфенова

Что касается внешности, автомобиль Юрия отличается не только от машины Щербининых, но и от машины брата. Он изменил и задние стойки, и бампера, и стойки лобового стекла. А потом изменил и первоначальный дизайн ЮНЫ, вдохновившись Lotus Esprit из фильма «Красотка».

«Я увидел автомобиль из фильма «Красотка», прям в самом начале в течение минут пятнадцати там показаны Джулия Робертс и Ричард Гир, и Lotus. Я отметил, что передок у него намного красивее, и это капот, который мне нужно сделать. Тем более для установки двигателя BMW мне предстояло переделать капот. Я много раз делал стоп-кадр, смотрел, как все устроено, как капот переходит в бампер. Дальше на своём капоте я сделал из пенопласта болванку, снял с неё матрицу нового капота и выклеил его. В старом капоте, кстати, фары стояли стационарно, а вниз опускались щитки, образуя прорези. Сейчас фары выдвижные».

И ещё немного подробностей: фонари ЮНЫ вырезаны из плафонов от Opel Rekord.

Светлана Парфенова

Салон ЮНЫ тоже самодельный и тоже переделывался несколько раз. То, что вы видите на фото - это уже четвёртая версия. Формы торпедо, центральной консоли, комбинации приборов, даже решетки воздуховодов – всё это сделано Юрием Ивановичем. Руль был взят от «Волги», но переделан: он большой по диаметру, а здесь же и по форме, и по размерам просится баранка меньшего размера. Пришлось его распилить, вырезать кусок, соединить и сварить.

Светлана Парфенова

Передние сиденья изначально были самодельные, а те, что стоят сейчас, Юрию Ивановичу подарила жена на день рождения. Они были тряпочными и перешиты под единый стиль интерьера. Заднее сиденье Юрий Иванович сделал сам.

Светлана Парфенова

Верх торпедо обтянут кожзамом, часть элементов обтянуты под карбон, часть – покрашены. В торпедо интегрирован монитор мультимедийной системы. Выглядит всё очень аккуратно – как заводское! ЮНА обладает отличной эргономикой: спортивная посадка (сидишь с вытянутыми вперед ногами), рулевая колонка регулируется по высоте, стёкла оснащены электроприводами, по всему салону продуманы и созданы различные системы хранения – в потолке, в дверях.

Светлана Парфенова

ЮНА напоминает настоящий гран туризмо. На повороты руля отзывается плавно, логично и естественно. Юрий Иванович вспоминает, что в своё время испытатели на Дмитровском полигоне очень удивились стабильности машины и её нежеланию уходить ни в снос, ни в занос.

ЮНА – это полноценный автомобиль, который впечатляет всем. И встретить её можно не только на выставках, но и на дорогах города – как и сорок лет назад.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ