Категория - Фотогалереи

Переславский железнодорожный музей «Кукушка»


Переславский железнодорожный музей «Кукушка» расположен в депо узкоколейной дороги, когда-то связывавшей пункты разработки торфа с фабриками [Переславля-Залесского](https://quto.ru/journal/articles/puteshestvie-vykhodnogo-dnya-pereslavl-zalesskii-spastis-ot-zhary.htm). По сути музей и сам является небольшой железной дорогой: 2-километровая ветка ведёт из Талиц на поляну посреди Блудова болота. Кстати слово «кукушка» в названии музея неспроста: так накануне XX века стали называть узкоколейки и подъездные пути, потому что посвистывание паровоза, ведущего местный поезд или выполняющего манёвры на фабричной территории, было похоже на кукование.
Светлана Парфенова
В коллекции музея экспонаты, собранные из всех уголков страны. Это паровозы, вагоны, дрезины и автодрезины производства конца XIX — первой половины XX веков.
Светлана Парфенова
Паровоз Гр-269, построенный в 1950-м, изначально поступил в Эстонию и работал в депо Таллин- Вяйке, а в музей он попал уже из Грозного. Паровоз восстановлен и находится в рабочем состоянии.
Светлана Парфенова
Гр в названии расшифровывается, как «Германский, по репарации». После Второй Мировой войны Германия была обязана возмещать СССР ущерб от действий фашистских войск.
Светлана Парфенова
Сельскохозяйственный локомобиль «Ардант» французского завода «Брелу» - это простая одноцилиндровая модель. При весе чуть более 3 тонн она развивала мощность 16 л.с., что было достаточно для мелких фермеров. Такие передвижные локомобили обычно применялись для привода молотилок, мельниц, пилорам, выработки электроэнергии, обеспечения горячей водой и паром небольших хозяйств.
Светлана Парфенова
В конце 1890-х началось проектирование нового товаро-пассажирского паровоза узкой колеи, который мог бы вести поезд весом 200-250 тонн со скоростью 25 вёрст в час. Производство паровозов, получивших название серия Р, было организовано на [Коломенском заводе](https://quto.ru/journal/articles/kolomna_travel.htm). С незначительными изменениями, паровоз выпускался до 1926 года. На разных дорогах техника обозначалась сериями Р, Т, К, А и О. Серия К получила прозвище «Кукушка» и была самой многочисленной, но на данный момент музею не получилось найти ни одного такого комплектного локомотива. В экспозиции можно увидеть котёл паровоза серии О 1918 года выпуска.
Светлана Парфенова
На фото танк-паровоз 0-3-1 Фт4-028 завода «Тампелла». Танк – от английского слова «tank» (бак), паровой локомотив, у которого запасы воды и топлива находятся не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Завод «Тампелла» (Великое княжество Финляндское) выпускал локомотивы с 1900 года. В 1945 году здесь, специально для Советского Союза, были изготовлены 30 паровозов типа Фт4 – как возмещение ущерба от действий финской армии во время Второй Мировой войны.
Светлана Парфенова
Тепловозы ТУ4 оснащались дизельным двигателем мощностью 250 л.с. Это позволяло им вести состав весом 250 тонн на подъём 1/100 со скоростью 10 км/ч. В музее представлен тепловоз ТУ4-1984, построенный в 1969 году.
Светлана Парфенова
Серийное производство автодрезин началось в 1951 году на механическом заводе им. Я. М. Свердлова (город Горький). Они приводились в движение бензиновым двигателем от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» (позднее – ГАЗ-21 «Волга»). В 1955-м производство перевели на Демиховский машиностроительный завод города [Орехово-Зуево](https://quto.ru/journal/puteshestviya/weekend-orekhovo-zuevo.htm).
Светлана Парфенова
Автодрезины строились в модификациях: пожарная, грузовая, санитарная и пассажирская.
Светлана Парфенова
Этот санитарный автомобиль ЗИМ в 1960-х оказался в мастерских, обслуживавших узкоколейную железную дорогу одной из электростанций. Там его переделали на железнодорожный ход, и до начала 1990-х он использовался для поездок руководящего состава транспортного управления по сети ведомственных подъездных путей. Спереди и сзади на кузове разместили букву «Н» - сокращение, обозначающее «начальник железной дороги».
Светлана Парфенова
Для того, чтобы машина могла двигаться передним и задним ходом с одинаковой скоростью, в трансмиссию добавили реверсивный редуктор. Установлена коробка передач от грузовика. Автомобильные тормоза заменены железнодорожными.
Светлана Парфенова
Участковые автодрезины были созданы в 1930-х для инспекционных поездок и проведения строительных и ремонтных работ. Они представляли собой самоходный вагон с автомобильным двигателем. Двигатель располагался поперёк кузова, радиатор охлаждения – сбоку. При необходимости автодрезины дополнялись специальными прицепами – платформами грузоподъёмностью 5 т.
Светлана Парфенова
Дизельный мотовоз МД54-2 мощностью 54 л.с. с двумя ведущими осями был спроектирован в 1950-х для работы в промышленности строительных материалов. В его конструкции применены агрегаты гусеничного трактора ДТ54: двигатель, коробка передач, шестерни заднего моста, кабина, капот
Светлана Парфенова
Дизельный четырехосный мотовоз МД54-4. Сначала эти модели оснащались бензиновыми двигателями от грузового ЗИС-5, позже стал использоваться дизель от трактора ДТ54.
Светлана Парфенова
Паровоз КП-4-469 выпущен в 1955 году. Такие паровозы изготавливались в Польше по проекту Коломенского завода.
Светлана Парфенова
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а (выпускался с 1972 года) мог работать, как обычный поездной или манёвренный локомотив. Его генератор мог обеспечить питание путеперекладчика, а также других путевых машин или инструмента. Он мог использоваться для резервного электроснабжения мастерской, депо или небольшого посёлка.
Светлана Парфенова
В музее представлены и вагоны местных железных дорог Германии: после Второй Мировой войны несколько узкоколейных железных дорог Германии были демонтированы и вывезены в СССР по репарации.
Светлана Парфенова
Рельсы, локомотивы и вагоны распределили на подъездные пути промышленных предприятий по всему Советскому Союзу.
Светлана Парфенова
В 1920-х Коломенский завод изготовил партию открытых пассажирских вагонов колеи 750 мм. На фото открытый пассажирский вагон, реконструированный в мастерских музея по заводским чертежам на базе сохранившейся платформы военно-полевого типа.
Светлана Парфенова
В одном из помещений воссоздан интерьер комнаты дежурного по станции.
Светлана Парфенова
Чтобы попасть в Переславский железнодорожный музей, нужно проехать вдоль Плещеева озера (с той стороны, где находится Музей-усадьба Ботик Петра I) и уже после озера свернуть в посёлок Талицы.
Светлана Парфенова
Для посещения нужно приобрести входной билет. Отдельно можно купить билет для поездки на ручной дрезине, уточнив перед покупкой о наличии очереди. Ожидание может составлять больше часа. Если не хотите ждать – приезжайте к открытию музея.
Светлана Парфенова
В музее есть и вагон-лавка.
Светлана Парфенова
Адрес музея паровозов «Кукушка»: Ярославская область, Переславский район, посёлок Талицы, ул. Лесхозная, дом 1. Понедельник и вторник – выходные дни. Со среды по воскресенье музей работает с 10:00 до 18:00.
Светлана Парфенова
Обратите внимание: дорога между Купанским и Талицами грунтовая. Большую часть года по ней с лёгкостью могут проехать любые автомобили, но весной в период таяния снега могут возникнуть сложности. О состоянии дороги можно узнать, связавшись с музеем.
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова

Здорово, когда можно поехать в путешествие в другой город и совместить любование природой и осмотр достопримечательностей с посещением какого-либо научно-технического музея. В Калуге, например, есть Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. В Нижнем Новгороде - Музей истории Горьковского автомобильного завода. В Ижевске - Музей истории ижевского автомобильного завода. А в Переславле-Залесском есть уникальный Музей паровозов «Кукушка», посвящённый узкоколейной железной дороге. Рассказываем про интересные экспонаты музея.

Маршрут выходного дня: Кашин Маршрут выходного дня: Калязин Маршрут выходного дня: Судогда и Муромцево


  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ