Категория - Статьи
Уже не игрушки, еще не Игры. Как развиваются необычные гонки под названием «Картсим»
Киберспорт появился не сегодня и не вчера — уже 20 лет назад подростки ходили по компьютерным клубам и выясняли, кто круче в Counter Strike, а еще раньше увлеченно мутузили друг друга в Mortal Kombat на 16-битных приставках. Но действительно серьезными и, главное, массовыми виртуальные состязания стали в период пандемии. Особенно это заметно по симрейсингу: начиная с 2020 года произошла настоящая революция среди рулей, педалей, специальных игровых кокпитов и прочей экипировки — вслед за взрывным ростом спроса последовало и предложение. Следующий шаг напрашивался сам собой, и имя ему — фиджитал.
Если вы до сих пор не знакомы с этим термином, он происходит от слов physical и digital, то есть смесь реального и виртуального. Причем именно гонки для такого формата подходят идеально, ведь только в них руки, ноги и голова делают в симуляторе точно то же самое, что и в настоящей машине. Да, за вычетом перегрузок и с поправкой на неидеальную физическую модель, но все же моторика и общая логика происходящего предельно близки. Впрочем, даже этого было бы недостаточно, если бы в мире не существовало картинга — маленького, но настоящего и общедоступного автоспорта. В общем, звезды сошлись идеально — поэтому в декабре 2022 года в столичном клубе прошел первый фестиваль «Картсим», а два года спустя состоялась уже пятая его итерация. Правила и суть с тех пор принципиально не поменялись: это командная гонка, одновременно проходящая в двух мирах — на реальном картодроме и в симуляторе Assetto Corsa. Каждый участник должен проехать по отрезку и там, и там, а команда-победитель определяется по сумме баллов за обе дисциплины.
С самого начала хедлайнером каждого «Картсима» была Гонка звезд с титулованными российскими спортсменами. Неизменно в ней участвуют экс-пилоты Формулы-1 Виталий Петров и Сергей Сироткин, также на старт неоднократно выходили Алексей Васильев, Кирилл Ладыгин, Виктор Шайтар, Борис Шульмейстер и многие другие известные гонщики, включая сверхпопулярных дрифтеров Георгия Чивчяна и Аркадия Цареградцева.
На первый взгляд, ничего не изменилось и на этот раз: снова MIKS Karting, снова Петров, Сироткин, Цареградцев, а также молодые звезды отечественного автоспорта — Александр Смоляр, Кирилл Смаль, Михаил Симонов, Константин Сугробов и другие. И в третий раз подряд покататься пригласили команду журналистов с двумя авторами «Рамблера» — Дмитрием Ласьковым (Motor.ru) и Михаилом Конончуком (Quto.ru). Причем состав у нас был, пожалуй, был даже быстрее и стабильнее, чем раньше.
Снова несколько тренировок на картинге и симуляторе — без фанатизма, но старательно — уверенность в собственных силах, боевой настрой… И лишь седьмое место на финише. Хотя предыдущие две гонки мы легко заканчивали на подиуме и даже расстраивались, что не дотянули до победы. Причем у нас не было каких-то явных неудач или фатального невезения: даже если бы все сложилось идеально, мы максимум смогли бы зацепиться за топ-5. И это обидно для нас, а вот для «Картсима» — очень хорошо.
Дело в том, что составы соперников на этот раз подобрались куда ровнее. Раньше Гонка звезд была в первую очередь развлекательным, выставочным мероприятием, где в команде с профессиональными пилотами мог оказаться какой-нибудь блогер без скорости и опыта — и утянуть общий результат на дно. Потому-то стабильные, но не суперстремительные по чистой скорости журналисты и забирались туда, где их вообще-то быть не должно! Теперь же из 20 человек, представлявших пять лучших команд, лишь один не имел прямого отношения к автоспорту — и все встало на свои места. Да и статус обязывает: как-никак, «Картсим» теперь официально считается Трофеем РАФ по двоеборью!
Но здесь главное не увлечься, не превратить уникальный формат в междусобойчик для профессионалов. Ведь основной убойный козырь этих соревнований — их доступность. Нигде больше обычный человек не сможет сразиться с топовыми пилотами бок о бок, в равных условиях — и не просто сразиться, но и одолеть. Ведь не секрет, что в России полно очень быстрых ребят без бюджетов на настоящие гонки: они ездят в симуляторах и/или прокатном картинге, показывая действительно крутые результаты.
Сейчас для них предусмотрены отдельные зачеты «Студент» и «Абсолют», но что если выпустить их на старт вместе со звездами? Можно отдельными командами, а можно вперемешку — например, чтобы везде было по профессионалу, симрейсеру, картингисту и обычному болельщику, прошедшему специальный отбор. Последний пункт, кстати, организаторы уже понемногу практикуют — и эти ребята на общем фоне совершенно не теряются.
Кто знает — возможно, для кого-то из них это станет билетом в большие гонки? А если даже и нет, свою главную задачу «Картсим» все равно выполнит: покажет и участникам, и болельщикам, что автоспорт может быть намного более открытым, чем кажется. И что проявить себя может практически каждый — было бы желание, старание и щепотка таланта.