Категория - Библиотека
Как починить прокол автомобильной шины в 1917 году
В первой половине XX века не было шиномонтажных мастерских, да и обслуживание автомобилей в царской России было делом самих автомобилистов, которые должны были не только знать устройство техники, но также самостоятельно ремонтировать неисправности. Однако, если об основных узлах и агрегатах говорилось в газетных статьях, да и сами производители выпускали различные мануалы, то о такой важной детали, как шины, не писал почти никто. Исключением стал Даминен С, в 1917 году написавший подробную инструкцию об обращении с покрышками. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла ознакомиться с изданием в переводе Николая Орловского.
«Даже самые давнишние автомобилисты, ездящие со времени появления автомобиля, иногда понимают не более новичков, относительно надевания и снимания шин. Не каждый сможет похвастаться, что он всегда и при всех обстоятельствах заменит пневматик (шину — прим. ред.) в один и тот же промежуток времени! Встречаются шины, пристающие к ободу, предохранительные болты, не отвинчивающиеся из-за ржавчины, покрышки новые, но залежавшиеся, благодаря чему их закраины затвердели, и пр. Каждый из подобных случаев может привести к новым затруднениям, против которых старый ездок часто бывает не более силён, чем простой новичок», — пишет автор.
В первую очередь, водителям рекомендовано обзавестись набором инструментов. В обязательный перечень, по мнению писателя, должны входить домкрат и насос, также необходимо иметь при себе тальк. Остальное — разнообразные рычаги с упором и без под покрышки разного размера, они названы опциональными и могут пригодиться от случая к случаю.
Помимо этого, в книге перечислены необходимые запчасти для обслуживания и ремонта шин. Это наружные покрышки, внутренние трубки, предохранительные болты, составные части вентилей и коробки для починки, в которой должны лежать резиновый клей, щипчики, заплатки и грибки для ремонта повреждений.
По количеству деталей, которые нужно брать с собой в поездку, ответа чёткого нет. С одной стороны, чем больше, тем лучше, с другой — не стоит забывать о весе и объёме деталей. Кроме того, каучук, из которого делали шины, портится даже если «запаска» лежит в чехле.
В книге подробно описан процесс ремонта шин и их снятия для ремонта. К слову, в начале XX века не было полноценных запасных колёс и уж тем более «докаток» (за очень редким исключением), к которым привыкли современные водители, так что автомобилистам в случае повреждения колеса нужно было менять или камеру, или покрышку на диске, который в 1917 году делали из дерева.
Жуткие дороги Петербурга и опасные автомобили Москвы в 1899 году Сложности поездок по СССР в 1925 году на автомобиле За что лишали водительских прав москвичей в 1902 году«Надо бояться гвоздей без шляпки. Раз воткнувшись в покрышку, они, при каждом повороте колеса, погружаются всё дальше и дальше в шину. Но снаружи ничто не указывает на их присутствие. Нам даже приходилось видеть, как они проникали в покрышку то здесь, то там, и исчезали внутри трубки. Часто они скрываются в теле покрышки, производя также прорыв за прорывом, если надевают покрышку, не освидетельствуя её внимательно», — предупреждает эксперт.
Кстати, для ремонта шин в царской России можно было использовать не только жгуты со шляпками (грибки), но также специальные манжеты, которые закрепляют при помощи шнуровки.
«Надо бояться гвоздей без шляпки. Раз воткнувшись в покрышку, они, при каждом повороте колеса, погружаются всё дальше и дальше в шину. Но снаружи ничто не указывает на их присутствие. Нам даже приходилось видеть, как они проникали в покрышку то здесь, то там, и исчезали внутри трубки. Часто они скрываются в теле покрышки, производя также прорыв за прорывом, если надевают покрышку, не освидетельствуя её внимательно», — предупреждает эксперт.
Кстати, для ремонта шин в царской России можно было использовать не только жгуты со шляпками (грибки), но также специальные манжеты, которые закрепляют при помощи шнуровки.
«Манжеты-гетры устроены из парусины и каучука, провулканизированными в одно целое, как это делается при выделке наружных покрышек .Они также делаются из особо выделанной кожи, применяемой также и для протекторов наружных покрышек. Такая кожа принимает светло-жёлтый оттенок и называется „хромовой кожей“. Существенное отличие манжет-гетр — это их сравнительно меньшая толщина в сравнении с толщиной наружных покрышек», — говорится в книге.
Полностью ознакомиться с книгой «Пневматические шины для автомоблей» от 1917 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Впрочем, в издании указано, что использовать гетры отдельно всё же не рекомендуется из-за того, что они не полностью герметичны, но они могут стать отличным дополнением к пластырям и жгутам.