Категория - История
Всемогущий LFA: 8 фактов о крутом и малоизвестном Lexus
До начала нулевых премиальный тойотовский бренд не ассоциировался с экстремальными спортивными моделями. Прерогативой были комфортабельные седаны, гран-турер SC и техника внедорожного толка. Но в один прекрасный момент из тихой заводи подали голос инженеры-бунтари. Им страсть как хотелось видеть в фирменной гамме нечто по-настоящему быстрое, сопоставимое с лучшими мировыми образцами. В данном случае «провокатором» выступил конструктор Харухико Танахаси. Его идею поддержал многоопытный тест-пилот Хирому Нарусе, по трагическому стечению обстоятельств погибший за рулем суперкара…
Начало разработки и концепт-кар
«Отряд энтузиастов» сумел убедить высшее руководство концерна Toyota в необходимости неслыханной машины, и летом 2003 года для испытаний подготовили первый прототип проекта с кодовым обозначением TXS. Позже закамуфлированные снаряды утюжили автодром Нюрбургринг, где производители часто учат хорошим манерам перспективные модели.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509244/0f545ca022b0b3d38b9b4f68c91d4fb6c807ec3c.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509246/158919b829f98115afae2db8f5e3f86cccc70ca0.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509243/6ebb38b32771984220d0d7bdb3294a0f3ed8bb90.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509245/547295de6d1cfaef160ca9f7710ca3d2bbe18267.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509247/3e30f066e068de7655ec5e69d81b4f0750823043.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/21/6509248/4500fea927fcccff98e5c11bbc902be5f3806037.jpg)
На примерный облик суперкупе намекнул представленный на Детройтском мотор-шоу 2005 года концепт LF-A. Из-за минимальной, скупой на подробности деталировки его правильнее считать этаким наброском, мимолетным взглядом. Экспериментальный Lexus не разменивался по мелочам и доносил до зрителя два важных момента — будущие пропорции и очертания, а также переднемоторную компоновку.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509251/cf21facd12c2aa437b2db0961c906e46324c377b.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509249/f1a5173f28db5fd930edfbc33612caa123a0b6a5.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509250/2d04fe53669442848e874ffe05f55db109e3e9b5.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509252/aa5316d2a0759142f9c12fde150ec042190e18d1.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509253/a0e4d3b13890cf0d41550980768c62610c30d3a7.jpg)
Несколько лет спустя выкатили второй, более проработанный концепт и даже расщедрились на версию с кузовом родстер. Увы, в серийное производство она так и не попала.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509256/1b1f0e6762230e67090e6ef440d0feb314e929eb.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509254/36ff27a6c432d246ac0cfb94670b703540f94c38.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509255/fa996346ff227a9889787a6e748b805908d306aa.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509257/3a2d996799249d475dcc62bd57021d0880e3a172.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509258/542178288626a130f505811d7074b2fe552579e7.jpg)
Кто такой Хирому Нарусе?
Перед тем, как разобрать анатомию LFA, позвольте представить вам выдающегося человека, сыгравшего в проекте ключевую роль. Нарусе-сан родился в 1942 году и в 1963-м был принят в Toyota Motor Corporation на должность механика. В дальнейшем он участвовал в разработке легендарного спорткупе 2000GT второй половины шестидесятых, Celica, MR2, Supra и других знаковых машин. Кроме того, возглавлял гоночную команду Toyota Motorsports, которая выступала в состязаниях на знаменитых треках, включая Нюрбургринг и бельгийский Спа-Франкоршам.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/21/08/6509555/002cad48fff03bcb422fb7ca2282513ffcec9c9a.jpg)
После напряжённых испытаний LFA Хирому Нарусе вспоминал: «Когда мы гоняли в Нардо, Италия, я думал, что, возможно, не вернусь в Японию живым. Целью «теста» являлась оценка выносливости автомобиля на скорости 200 миль в час (свыше 320 км/ч) в течение длительного периода времени. Заезд проходил в темноте, на трассе отсутствовало освещение, плюс на меня вылетали птицы. А представьте, если лопнет шина. Мы построили окончательный LFA посредством такого рода тестовых заездов».
Двигатель, шасси и кузов
Одна из ключевых фишек LFA — мотор. Прежде всего, особенным его делает конфигурация. Инженеры предпочли распространённым V8 и V12 сравнительно редко встречающуюся схему V10. Напомним, ей могут похвастаться немногие шедевры того периода. В первую очередь, Dodge Viper, Lamborghini Gallardo, Audi R8 и BMW M5 (E60). Созданный в тесном сотрудничестве с Yamaha агрегат 1LR-GUE получился очень высокооборотным и с пронзительным, буквально «формульным» голосом. Пиковые 560 л.с. в шаге от головокружительных 9000 об/мин, 480 Нм — при 6800 об/мин. Среди особенностей компактные размеры, система смазки с сухим картером, фазовращатели Dual VVT-i.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509262/6e74c3344232e27c493a55182edf70a5ca88c12d.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509260/b8660152240fade783e99cdfa1acb9446202d442.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509261/98ee22c4832aacf254e9fc1a1b4d1d23ac252003.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509266/e6c4d615cbfd4e7e29c401353f20ab49e47bc764.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509267/20a37f907bf9f9d195b3049bed8fd8b5677e05f3.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509263/2401914731afad63cb9c6c38f43f8a7a2109449f.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509265/fa7bd73048da6f3f38b8d2f6a086d8190c46b4e1.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509264/f11f7c48453df153306284f4db099d4f9c42b15d.jpg)
Lexus не стал гулять на все деньги и отверг среднемоторное расположение по настоянию Нарусе-сана. Многоопытный тест-пилот отстаивал размещение V10 спереди со смещением в пределы колесной базы из-за, скажем так, более дружелюбного поведения шасси по отношению к водителю. Чтобы упростить процесс взаимодействия с яростным двигателем применён шестиступенчатый «робот» Aisin, а не механическая коробка передач. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади многорычажка. Тормоза карбон-керамические.
Динамика
Стандартный LFA снаряжённой массой 1480 кг способен разгоняться до 100 км/ч за 3,7 секунды, его максимальная скорость — 325 км/ч. Ускорение очень эмоциональное — не забываем, что от «голоса» V10 по коже бегут мурашки, а волосы стремятся встать дыбом. Интересно, что идентичным темпераментом обладает полноприводный среднемоторный Lamborghini Gallardo LP560-4 с мощностью как у «Лексуса».
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509268/b521623867023cc8b98d5fba87b8ab989509642e.jpg)
Трагическая авария
К великому сожалению, история Lexus LFA неразрывно связана с ужасной катастрофой и гибелью одного из его создателей. 23 июня 2010 года Нарусе ехал на прототипе спецверсии Nurburgring Package в окрестностях Нюрбургринга. Неожиданно суперкупе выехало на полосу встречного движения и врезалось в BMW 3 серии. Испытатель скончался от полученных травм. Ему было 67 лет. Компания потеряла выдающегося сотрудника, а её босс Акио Тойода своего хорошего друга…
Nurburgring Package
Экстремальный LFA для покорения одного из самых прославленных и опасных автодромов мира отличается от стандартного купе форсировкой до 571 л.с. Роботизированная КП позволяет выбрать один из семи режимов — от условно вальяжного, когда смена ступеней происходит за секунду до боевого, с ударным переключением примерно за 0,15 секунды.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509269/9ea6725a31bf943dd254b56b667ab247749beeba.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509270/89ba25134183e95c41514a3484854b3ab9030d04.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509271/665c5dd3a6cb82f7b72ed2ca053b41b83f7266f4.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509273/5183682005a04804ae6000f8d48d3db7f85ed4bd.jpg)
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509272/053f249c515515914ec614d63e0cc59c06391f44.jpg)
Подвеска изменена под специфику работы на Нюрбургринге с уменьшением дорожного просвета на 10 мм. Досталось и аэродинамике карбонового кузова: она дополнена передним сплиттером, канардами и антикрылом.
Насколько быстр LFA?
Гонки от светофора до светофора — слишком банальное развлечение для технически сложного суперавтомобиля. Вотчина LFA — виражи гоночных треков, где он очень хорош. В списке достижений Nurburgring Package на одноименной трассе числятся два результата: 7 минут 34 секунд (заезд проводило издание Sport Auto) и гораздо более впечатляющие 7 минут 14,64 секунд, которые записал на свой счет гонщик Акира Иида. Для сравнения, Lamborghini Aventador SuperVeloce LP750-4 прошел маршрут за 7 минут 15 секунд.
![](https://quto.ru/imgs/2024/06/20/22/6509274/60857dd4e7dba60dd284a7c0a27b99dd160e1c8b.jpg)
Тираж
Имиджевый эксклюзивный LFA попросту не мог быть сколько-нибудь многочисленным. Компания выпустила 500 экземпляров, из которых 64 — это Nurburgring Package.