Категория - Фотогалереи

Супермощь СССР: самые необычные вездеходы ЗИЛ


ЗИС-Э134 — хай-тек пятидесятых годов. Почему не ЗИЛ? Потому что в июне 1956-го предприятие было переименовано в «Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачева», а до этого называлось ЗИС, «1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина».
Для своей эпохи экспериментальная машина получилась передовой. На ней обкатывались четырехосная схема с равномерным полутораметровым расположением ведущих мостов друг от друга и двумя передними управляемыми осями. Также на ЗИС-Э134 применили гидроусилитель руля и такой инженерный изыск как восьмислойные шины внешним диаметром 1200 мм с системой централизованного регулирования давления воздуха. Позже на основе грузовика был построен опытный восьмиколесный артиллерийский тягач ЗИЛ-134.
Восьмиколесная амфибия ЗИЛ-135Б уникальна в первую очередь своей трансмиссией. Два мотора ЗИЛ-123Ф мощностью по 120 л.с. вращали колеса своего борта посредством индивидуальной гидромеханической КП. Эта особенность позволяла продолжать движение при выходе из строя одного из моторов. Управляемые оси – первая и задняя. Обратите внимание на отсутствие подвески для снижения массы.
ЗИЛ-135Б создавался для выполнения военных задач и мог нести пусковую установку 2П21 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна». Машина продемонстрировала устойчивость при ракетных пусках с твердой поверхности, но так и не была принята на вооружение — военные отказались от формата амфибии.
denisovets.ru
Супервездеход ЗИЛ-Э167 шестидесятых годов остался экспериментальной разработкой в том числе из-за сложной и неординарной трансмиссии. По-своему очень красивый автомобиль оснастили двумя 180-сильными двигателями V8 для колес каждого борта. Запас топлива в 900 литров был под стать аппетитам моторов и обеспечивал запас хода около 600 километров.
ЗИЛ-Э167 не просто большой. Он гигантский! Его длина равна 9420 мм, ширина — 3130 мм, высота — 3060 мм. При этом снаряженная масса «всего лишь» около 12 тонн благодаря стеклопластиковому кузову. Салон вмещает 14 человек.
Конструкция экспериментального монстра изобилует необычными решениями. Так, например, у него колесные диски из стеклопластика и стали. Они были разработаны при участии специалистов МВТУ имени Баумана и в 2,5 раза легче традиционных металлических колес.
С точки зрения внедорожной геометрической проходимости и внедорожного потенциала ЗИЛ ультимативен. Дорожный просвет — невероятные 852 мм, ход подвесок — 240 мм. Удельное давление на грунт примерно как у гусеничных машин.
ЗИЛ-135Ш — явный претендент на титул «самый впечатляющий и высокотехнологичный проект завода». Чудо-машина создавалась в качестве транспортера ракеты-носителя H-1 и должна была доставлять бы ее от города Атырау (во времена СССР — Гурьев) прямиком к космодрому Байконур. Конструкция предполагалась настолько сложной и неординарной, что ее обкатывали на макете ЗИЛ-135МШ.
Миниатюрный вариант по сей день поражает воображение опорно-поворотными стойками от самолета Ил-18 с гидропневматической подвеской для регулировки высоты дорожного просвета. В каждую ступицу встроен 15-киловаттный электромотор. В кузове разместили двигатель V8, не имевший физической связи с колесами. Он приводил генератор для мотор-колес. Но была и вторая «восьмерка» — она вращала заднюю ось при нештатных ситуациях и на бездорожье. Таким образом, перед нами колесная формула 4x4+2x2.
Вот так должен был выглядеть окончательный вариант ЗИЛ-135Ш. Две кабины, грузоподъемность 100 тонн, восемь четырехколесные стоек… Увы, проект не продвинулся дальше макетной стадии, поскольку в ОКБ-1 решили пересмотреть способ транспортировки.
Возможно, ЗИЛ-135П «Дельфин» — не самый красивый прототип столичного предприятия, но один из самых революционных с точки зрения инженерных решений. Гигантская «рыбина» длиной около 14 метров является первой в мире несущей конструкцией из полиэфирного стеклопластикового «сэндвича» с прослойкой из пенопласта.
По первоначальным планам, «Дельфин» должен был применяться в качестве самоходного понтона, который встраивается в плавучую переправу. В дальнейшем его решили использовать в роли десантного транспортера. При необходимости машина могла выполнять задачи водно-наземного спасательного транспортного средства.
Планам не суждено было сбыться — военные утратили к «Дельфину» интерес. Жаль, особенно учитывая уникальную конструкцию и трансмиссию с двумя «восьмерками», индивидуальными коробками передач и редукторами на каждый борт. Подвески отсутствуют, а за демпфирование отвечают шины низкого давления с централизованной подкачкой.
На воде машину приводили два винта диаметром 700 мм. Они могли поворачиваться в горизонтальной плоскости, как в одну, так и в разные стороны. Движители отличались поразительным пропульсивным коэффициентом полезного действия 0.48. У зарубежных амфибий отношение мощности, которую винты тратили на преодоление сопротивления среды к подведенной к ним мощности было в два раза ниже.
Наша подборка посвящена экспериментальной технике, но для легендарной «Синей птицы» мы сделаем исключением. Это серийная амфибия для выполнения поисково-спасательных операций, а именно возвращения в цивилизацию прибывших космонавтов. Ведь приземлиться они могут где угодно и до них еще надо добраться. Амфибия имеет стеклопластиковый кузов, мотор V8 объемом 6,0 литров, торсионную независимую подвеску и управляемые колеса передней и задней оси. По воде она движется благодаря двум гребным винтам с приводом от раздаточной коробки.
Синяя птица существует в двух модификациях. Пассажирская имеет официальное название ЗИЛ-49061. Ее особенность заключается в кабине-будке позади основной с посадочными местами, носилками, медицинским оснащением, климатической установкой и запасом продовольствия на трое суток.
ЗИЛ-4906 — «коллега» пассажирской версии «Синей птицы» и отличается от нее платформой для перевозки шнекороторного вездехода, который способен пройти там, где не смогут амфибии, а также крановой установкой.

Гений нестандартно и смело мыслящих инженеров ныне почившего предприятия породил армию машин, опередивших свое время. Жаль, что эти фантастические творения остались экспериментальными разработками и не послужили стране. Представляем вашему вниманию подборку самых сумасшедших опытных проектов ЗИЛ.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ

Новости недели

Ежедневные новости

Все новости, достойные печати

Отвлекись от реальности

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Новости не выбирают

Видеть все. Думать о главном

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Обо всем, что происходит по соседству

Все, достойное Вашего внимания

Мы сделали информацию наглядной!