Категория - Статьи

Как у EV получается лучше справляться с оффроудом, чем у рамных внедорожников


Audi выиграла ралли «Дакар» с электрическим автомобилем, доказав, что будущее внедорожников нужно искать в электрификации. Пилот Карлос Сайнц и штурман Лукас Круз на RS Q e-tron захватили лидерство ещё на полпути, а автомобили с ДВС не смогли их догнать. Немецкий автомобиль финишировал на час раньше остальных — это феерическая победа. Audi показала, что сложную внедорожную гонку можно выиграть, используя электричество.

Трансмиссия

На примере RS e-tron понятно, почему лучше использовать ДВС для зарядки батареи, а не для приведения в движение колёс. Поскольку в пустыне Саудовской Аравии нет зарядных станций, RS e-tron использовал 2,0-литровый турбированный четырёхцилиндровый двигатель от автомобиля Audi DTM в качестве генератора для батареи. Суммарная мощность двух электромоторов достигает 670 лошадиных сил, чего 2,0-литровый двигатель никогда не сможет достичь сам по себе — во всяком случае, надёжно. ДВС также не может сравниться с электромотором, когда речь идёт о пиковом крутящем моменте, что в конечном итоге и принесло победу Audi.

2,0-литровый четырёхцилиндровый двигатель с турбонаддувом, позаимствованный из DTM, никогда не производит более 220 кВт, что соответствует максимальной скорости зарядки батареи. Он подаёт энергию на батарею через генератор Audi MGU05, позаимствованный из Формулы E. Генератор использует интеллектуальное управление зарядкой и энергией батареи, поэтому он не всегда включён.

Усиленный генератор от Golf GTI требует батарею ёмкостью всего 52 кВтч. Например, Q8 e-tron Dakar использует батарею ёмкостью 114 кВтч. Даже в новом Cooper SE EV от Mini используется батарея 54,2 кВт*ч, которой хватает только на 400 км.

Уменьшенный размер батареи помогает сделать всю систему трансмиссии относительно компактной. Это позволяет легко установить систему на серийный автомобиль. Остальная часть трансмиссии состоит из двух двигателей MGU05, позаимствованных у команды Audi в Формуле E. Один из них установлен на передней оси, другой — на задней, а дифференциал ограниченного скольжения и межосевой дифференциал — это всего лишь несколько программных кодов.

Audi

Экология

Автомобили без вредных выбросов — это миф. Тем не менее у RS e-tron крошечная батарея, а значит, что она менее вредная для окружающей среды. Для её изготовления требуется примерно половина различных элементов, необходимых для создания самой маленькой батареи, которая сейчас создаётся для электротранспорта. Например, в Audi Q4 e-tron используется батарея ёмкостью 82 кВтч. Самая маленькая батарея в VW Group — 62 кВтч, которая устанавливается в базовый ID.4.

Вся система батарей, включая преобразователь энергии, весит 370 кг. Для сравнения: батарея Tesla весит примерно на 450 кг больше, а батарея GMC Hummer EV весит 1278 кг.

Турбированному генератору с четырьмя цилиндрами не нужно много работать. Он должен вращаться только до того момента, когда вырабатывает киловатты, необходимые батарее. Таким образом, пока ДВС бешено вращается, пытаясь взобраться на дюны, двигатель Audi постоянно работает на оборотах около 4 500 в минуту. По словам Audi, система потребляет на 40% меньше топлива, чем её конкуренты.

К чему это приведёт

Audi показала, на что способны электромобили, когда технология аккумуляторов, наконец, разовьётся до такой степени, что автомобилистам больше не придётся беспокоиться о запасе хода. Возможно, мы уже достигли этой стадии со стандартными автомобилями, но внедорожникам потребуется больше времени. Запаса примерно на 650 км должно хватить.

Все, кроме Stellantis, признали превосходство зарядных станций Tesla, и сеть Supercharger будет увеличиваться. Поэтому на зарядку не придётся тратить много времени. Особенно заметно это станет, когда станции зарядки будут встречаться на каждом шагу.

Без механической связи между передними и задними колёсами меньше шансов выйти из строя где-то посреди леса. Природой можно будет наслаждаться бесшумно — оффроуд без рычащего на пределе мотора добавит новых впечатлений.

И самое главное, электромобили предлагают мгновенный крутящий момент без необходимости использования раздаточной коробки с пониженным передаточным числом. Скорее всего, большинство производителей ограничат крутящий момент во внедорожниках, чтобы водители не использовали его весь сразу.

GMC
Rivian

Кроме того, когда электрические внедорожники станут массовыми, инженеры смогут разработать разнообразные режимы движения. В духе «режима краба», который уже доступен на GMC Hummer SUV и на нескольких китайских вседорожниках.

Электрические внедорожники уже появляются на рынке и завоёвывают любовь автомобилистов: Rivian R1T и R1S, Hummer EV и Ford F-150 Lightning. Когда производство твердотельных батарей увеличится, вероятно, их появится ещё больше.

Первые специализированные внедорожники появятся у компании Scout. Она представит две модели в этом году, но в производство они пойдут только в 2026 году.

Трудно принять перемены. Когда автомобиль только появился, люди думали, что это глупая идея, потому что не было сети для топлива. «Как это может заменить лошадь?», — спрашивали они. То же самое происходит и сейчас.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ