Категория - Статьи

К чему привела конкуренция между китайским BYD и американской Tesla


На рынке электромобилей происходят захватывающие изменения. В последнем квартале 2023 года китайская компания BYD вырвала победу у признанного лидера сегмента — Tesla. BYD может похвастаться глубоко укоренившимся присутствием на своей родной территории, в Китае. Эта прочная внутренняя база служит стартовой площадкой для агрессивной экспансии. С другой стороны, Tesla лидирует в сфере инноваций. Её гигафабрики, стратегически разбросанные по всему миру, производят электромобили и энергетические решения во впечатляющих масштабах. Однако зависимость от внешних поставщиков ключевых компонентов делает её уязвимой к сбоям.

Триумф BYD

В четвёртом квартале 2023 года китайская компания BYD стала лидером по продажам электромобилей. Это стало значительным изменением на рынке EV — впервые в истории неамериканский автопроизводитель удержал первое место.

В последнем квартале 2023 года BYD продал 526 400 автомобилей, в то время как Tesla — 484 500. Китайский автопроизводитель улучшил свои показатели за год на 73%, а американский — на 38%. Tesla сохранила за собой лидерство по продажам EV за весь год, реализовав 1,8 млн машин за 2023 г. Но впечатляющие квартальные показатели BYD и ускорение темпов роста позволяют предположить, что в ближайшие годы гонка за первое место будет более тесной.

Текущий успех BYD связан с популярностью марки на своём домашнем рынке, на который приходится около 90% продаж. Однако устремления BYD выходят далеко за пределы внутреннего рынка. Компания активно занимается международной экспансией, в частности, фокусируясь на Европе. Сейчас в ЕС продаются пять моделей бренда, а в 2024 году в продажу поступят ещё три. BYD семимильными шагами идёт к тому, чтобы зарекомендовать себя как одного из главных игроков на западном рынке электромобилей.

Это стремление к международному завоеванию подчёркивается планами компании по строительству нового завода в Венгрии.

BYD Dolphin
BYD

Причины успеха BYD

В отличие от Tesla, которая получает многие компоненты от внешних поставщиков, BYD контролирует практически каждый аспект своей производственной цепочки, от элементов питания и полупроводников до целых кузовов автомобилей. Это не только обеспечивает больший контроль над качеством и стоимостью, но и позволяет быстро адаптироваться к перебоям в цепочке поставок и технологическим достижениям.

Кроме того, BYD самостоятельно создаёт аккумуляторы для своих автомобилей. Это один из крупнейших в мире производителей, в отличие от большинства своих конкурентов, BYD производит собственные батареи, что даёт компании решающее преимущество. Компания выпускает литий-железо-фосфатные аккумуляторы, которые дешёвы в производстве, обладают повышенной термостабильностью и длительным сроком службы. Несмотря на отсутствие такой плотности энергии, как у никель-кобальт-алюминиевых батарей Tesla, более низкая цена и преимущества безопасности находят отклик у экономных потребителей.

Кроме того, BYD самостоятельно разрабатывает электродвигатели, силовую электронику и даже автомобильные платформы. Всё это позволяет BYD оптимизировать каждый компонент для достижения максимальной эффективности и рентабельности.

BYD намерена удвоить свои производственные мощности к 2025 году, создав новые предприятия в Китае и за его пределами.

Tesla Model S
Tesla

Как Tesla удаётся сохранять лидерство

Tesla создала свою производственную сеть, построив свои Гигафабрики на территориях от Невады до Шанхая. Огромные производственные центры выпускают электромобили и накопители энергии. Они выступают в качестве региональных производственных центров, удовлетворяя местный спрос и снижая зависимость от сложных международных транспортных сетей.

Однако Tesla всё же зависит от сторонних поставщиков ключевых компонентов. Так, недавно компания Tesla заявила, что остановит производство на своём заводе под Берлином на две недели из-за геополитического конфликта в Красном море. Для производства Model Y для европейских рынков на заводе в Груенхайде под Берлином компания использует батареи из Китая, а морской путь сейчас временно недоступен.

Пока BYD господствует в области аккумуляторов, превосходство Tesla заключается в её неизменной приверженности передовым технологиям и имиджу бренда премиум-класса. Tesla постоянно расширяет границы технологий EV, хвастаясь своими прорывами, например, высокопроизводительными батареями, передовыми системами автопилота и элегантным, минималистичным дизайном автомобилей.

Автопилот от Tesla считается лидером в отрасли, это привлекает технически подкованных потребителей, жаждущих получить самопилотируемый транспорт. Кроме того, неустанное стремление к увеличению дальности хода и производительности привело к появлению Model S и Roadster, которые стали одними из самых быстрых EV на рынке.

Tesla создала мощный имидж бренда, который ассоциируется с роскошью, инновациями и заботой об окружающей среде. Армия фанатов приводит к лояльности к бренду и премиальным ценам, что позволяет Tesla сохранять значительную маржу прибыли, несмотря на более высокие производственные затраты.

Подходы к созданию электромобилей у BYD и Tesla кардинально отличаются. Вертикальная интеграция производства BYD обеспечивает гибкость и контроль. А сеть гигафабрик Tesla ставит во главу угла масштаб и региональный охват. Кто станет настоящим чемпионом по производству EV, будет зависеть от способности компаний адаптироваться к требованиям рынка, преодолевать трудности и стратегически реализовывать свои планы по расширению производства.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ