Категория - История

Убийственно мощные: Audi против Lancia и не только


Новый год начался на высокой петролхедской ноте: на большие экраны вышел долгожданный фильм «Большая гонка. Audi против Lancia» о легендарном противостоянии 1983 года в Мировом раллийном первенстве. Шикарный повод вспомнить тогдашнюю боевую технику. Напомним, что речь идет об ультимативных автомобилях группы B. Они олицетворяли собой конструкторское безумие, а управляли им супермены. После серии трагических инцидентов класс расформировали, но событиях тех лет навсегда останутся в наших сердцах. В обзоре пойдёт речь про самые серьёзные и знаменитые снаряды категории B-12. Они построены по очень либеральным техническим требованиям и напоминают серийные прообразы лишь очертаниями. Для омологации требовалось построить двести дорожных вариантов на радость поклонникам. Мы же поговорим про гоночные спецификации.

Audi quattro A1/A2

Сенсационный революционный «Кваттро» с системой полного привода и рядной «турбопятёркой» первоначально подготовили по требованиям Group 4. По ходу раллийной пьесы стало ясно, что машина ожидаемо сильна на скользких покрытиях, однако страдает не только от «детских болезней», но еще и демонстрирует недостаточную поворачиваемость. Рядная «турбопятёрка» висела за передней осью, делая развесовку далекой от оптимальной.

Audi
Audi
Audi
Audi

Cовершив трансфер в Group B автомобиль обзавёлся более лёгким алюминиевым мотором, раздутыми крыльями и обозначением A1. Представленный немногим позже A2 отличался чуть уменьшенным рабочим объем (по факту те же 2,1 литра), 20-клапанной головкой блока цилиндров вместо десятиклапанной, отдачей до 370 л.с. против максимальных 340 л.с. у первой итерации и более широким применением кевларовых кузовных панелей для снижения веса.

Audi Sport quattro S1/E2

События в Мировом раллийном первенстве развивались стремительно. Стоявший на месте быстро превращался в аутсайдера, и Audi была вынуждена оперативно реагировать. Следующим значительным этапом стало рождение монструозного Sport quattro S1.

Audi
Audi
Audi
Audi
Audi
Audi

Колесную базу радикально сократили на 300 мм для пущей вертлявости. По факту это только ухудшило распределение массы по осям. Прибавьте сюда любящий высокие обороты 20-клапанник мощностью до 450 л.с., и вы получите взрывоопасную смесь! Audi требовала твёрдой руки и раскрывалась во всей красе, когда пилот «валил на все деньги».

Audi
Audi
Audi
Audi
Audi
Audi

К 1985 году подоспела «эволюция» Audi Sport quattro E2 с исправлением основных недочётов. Радиаторы перенесены в багажник для оптимизации развесовки до почти идеальных 51/49 в зависимости от настроек. Волшебники из Audi заодно поколдовали над мотором — добавили крутящего момента в диапазоне средних оборотов и взвинтили мощность вплоть до неимоверных 590 л.с. Межосевой дифференциал, прежде распределявший тягу в пропорции 50:50, уступил место блокируемому вискомуфтой «диффу» с возможностью передавать на одну из осей до 80 процентов тяги. Иначе говоря, прогресс по всем фронтам!

Болельщикам E2 в первую очередь запомнился впечатляющим аэродинамическим оперением. Оно выглядело эффектно и, самое главное, генерировало до полтонны прижимной силы на высоких скоростях.

Lancia Rally 037

В 1983 году не располагавшая технологией полного привода «Лянча» выступила с полностью оригинальной Rally 037, антиподом quattro. Компоновка среднемоторная, а не переднемоторная, ведущие колеса задние, турбокомпрессору предпочли механический нагнетатель, а стойкам МакФерсон — подвеску на двойных поперечных рычагах. Налицо преемственность поколений: Rally 037 по сути являлась идейным наследником легендарной и очень успешной Lancia Stratos из семидесятых годов.

Lancia
Lancia
Lancia
Lancia
Lancia

Вторая итерация с 2,1-литровым мотором выдавала до 345 л.с. и пусть эта величина не кажется вам скромной. Итальянская красотка легче, чем Audi и не уступала ей по энерговооруженности. Внешнее сходство с дорожной Lancia Beta Montecarlo очевидно, хотя между машинами очень мало общего. У «Беты» позаимствована центральная часть кузова. Спереди и сзади пространственные трубчатые конструкции. Мотор размещён продольно, а не поперечно.

Выдающийся ралли-кар ассоциируется не только с победами на этапах, но и с трагедиями. На корсиканском ралли 1985-го в аварию попал экипаж Аттилио Беттеги и Маурицио Перессино. Штурман пострадал, но выжил. Пилота, увы, спасти не удалось.

Lancia Delta S4

Rally 037 достойно боролась с грозными Audi и победила в Кубке конструкторов 1983 года. Тем временем Sport quattro тоже не стоял на месте, поэтому участие в новой части итало-немецкой схватки приняла среднемоторная полноприводная Delta S4. Она не имела практически ничего общего с дорожной «Дельтой», за исключением лобового стекла и пары-тройки дизайнерских решений. Под кузовными панелями из углепластика и карбон-кевлара скрывается пространственная трубчатая рама. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,8 литра снабдили механическим нагнетателем и турбокомпрессором для отзывчивости в широком диапазоне оборотов. Пиковая отдача, по некоторым данным, превышала 550 л.с.

Lancia
Lancia
Lancia
Lancia

Delta S4 имела все шансы выиграть чемпионат, однако запомнилась отнюдь не триумфом, а катастрофой. Спустя год после аварии Беттеги на Корсике вновь случился другой ужасающий инцидент. Автомобиль под управлением Хенри Тойвонена и Серхио Кресто вылетел с дороги, упал на деревья и мгновенно превратился в пылающую западню. Оба спортсмена погибли на месте. Резонансная катастрофа поставила точку в истории группы B. Начиная с 1987-го они канули в Лету, а на первый план вышли гораздо более безопасные ралли-кары категории А на базе товарной продукции.

Peugeot 205 T16

Почему гонщики на Audi и Lancia не стали чемпионами в последние годы существования группы B? Ответ перед вами! Peugeot чуть запоздала со своим среднемоторным малышом по мотивам одноимённой серийного хэтчбека 205, но отыгралась сполна. В послужном списке суперкара шестнадцать выигранных этапов, два чемпионских титула в личном зачёте и две победы в категории производителей.

Peugeot
Peugeot
Peugeot
Peugeot

Интересно, что турбокомпрессорный 1,8-литровый агрегат встроен в шасси не продольно, а поперечно ради удобства обслуживания ремней и газораспределительного механизма. Первоначальная мощность — до 350 л.с.

Peugeot
Peugeot
Peugeot

Вскоре «Пежо» выкатила «эволюцию» с усовершенствованной аэродинамикой, более производительным турбонагнетателем и интеркулером (до 550 л.с.).

Ford RS200

Фордовский суперкар не смог взять титул, но тем не менее достоин пристального внимания. Шасси занимался конструктор Формулы 1 Тони Саутгейт, а к облику приложил руку художник ателье Ghia Филиппо Сапино. Компоновка разительно отличается от других машин группы B: наддувный «один и восемь» (до 450 л.с.) установлен продольно за кабиной, а пятиступенчатая механическая КП отнесена к передней оси из соображений развесовки.

Ford
Ford
Ford
Ford

Команда готовила также экстремальный 650-сильный вариант Evolution, но ему не суждено было выйти на гоночные трассы из-за запрета группы B.

Завершая обзор знаменитостей яркой и драматичной эпохи стоит вспомнить слова гонщика Алесcандро Беттеги, сына трагически погибшего Аттилио Беттеги: «Группа B была самым ярким выражением ралли, но в этом шоу присутствовало много рисков, и некоторые люди, такие как мой отец, поплатились за это. Я думаю, что соревнование отошло от своих корней в том смысле, что история этого вида спорта основана на автомобилях, созданных на основе серийной техники, а группа B настолько далека от неё, насколько это возможно».



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ