Категория - Статьи

Смертоносные гиганты: самое опасное и большое оружие в мире


После того, как в 1913 году русский авиаконструктор И.И. Сикорский представил первый в мире четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», Россию заслуженно называют родиной стратегической бомбардировочной авиации. Несмотря на то, что и другие страны в ХХ века смогли построить ряд выдающихся «стратегов», самым большим и скоростным бомбардировщиком остается и, по-видимому, останется отечественный Ту-160.

Ту-160: самый большой бомбардировщик в мире

Разработка самолета началась в начале семидесятых годов прошлого века, но из-за чрезвычайно высоких требований ВВС и использования ряда уникальных технологий, работы затянулись почти на десять лет. Первый полет прототип Ту-160 совершил в 1981 году, а на лечение «детских болячек» ушло более пяти лет. И только в 1987 году советские ВВС начали получать серийные бомбардировщики.

Ту-160
Wikipedia

Ту-160 является самым тяжелым (275 тонн), самым длинным (51 метр) и самым быстрым (2200 км/ч) бомбардировщиком в мире. В настоящее время в США и Китае идёт создание новых стратегических стелс-бомбардировщиков В-21 и Н-20, но так как они выполнены по схеме «летающее крыло», то будут дозвуковыми, более легкими, чем Ту-160 и не такими габаритными. Кроме того, никто в мире больше не станет разрабатывать бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла, так что Ту-160 стал последним самолетом, построенным с использованием этой, модной в 60-70-е годы, технической новации.

Ту-160
Министерство обороны РФ

Также Ту-160 стал одним из немногих самолетов в мире пережившим второе рождение. В 90-х годах Ту-160 почти умер, но в прошлом году в воздух поднялся первый Ту-160М – модернизированный бомбардировщик, изготовленный из деталей ещё советского производства. В перспективе Казанский авиазавод должен полностью восстановить производство Ту-160, который на ближайшие десятилетия будет оставаться одним из важнейших компонентов российской ядерной триады.

«Лунь»: огромный экраноплан, которого все боялись

Практически в одно время с Ту-160 началась разработка ударного экраноплана «Лунь» проекта 903. Советский Союз был лидером по созданию этих неординарных кораблей: больше ни одна страна в мире не создавала боевые экранопланы таких размеров и массы. 73-метровый «Лунь», с размахом крыла в 44 метра, должен был использоваться как истребитель кораблей противника, с которыми он должен был сближаться на расстояние 120 километров и поражать их противокорабельными ракетами «Москит», которых на нем было установлено шесть штук. При удачном стечении обстоятельств, всего один экраноплан мог нанести серьезный ущерб вражеской авианосной группировке, а три-четыре экраноплана – уничтожить её.

Минобороны СССР

Несмотря на очень серьёзную группу прикрытия авианосцев, большая скорость и малозаметность для корабельных радаров позволяли «Луню» незаметно атаковать цель и очень быстро выйти из зоны поражения. Его также невозможно было обнаружить гидроакустикой подводных лодок, входящих в группу охраны авианосца, так как «Лунь» летел над водой. Восемь турбореактивных двигателей позволяли кораблю массой 380 тонн развивать скорость до 500 км/ч, что предполагало соответствующую тактику – «бей и беги».

Depositphotos

Строительство первого экраноплана проекта 903 началось в 1983 году в Горьком и в 1986 году крылатый корабль был спущен на воду. Уникальная машина почти пять лет испытывалась в различных режимах, а в 1991 году вошла в состав Каспийской флотилии. Но после развала Советского Союза и взятого курса на разоружение, экраноплан «Лунь» оказался не нужен. Вместо строительства серии из восьми экранопланов был создан только один, а второй недостроенный корабль долгое время планировали использовать в качестве спасательного, а затем и вовсе попытались переделать в пожарный. Кончилось все тем, что первый экраноплан вывели из состава флота, а второй достраивать не стали. Долгие годы разукомплектованный и разоруженный «Лунь» ржавел в Каспийске, пока в 2020 году не был отбуксирован в Дербент для установки в качестве экспоната в парке «Патриот». Судя по всему, единственный построенный экраноплан проекта 903 так навсегда и останется самым большим кораблем подобного класса в мире.

Самый большой крейсер в мире по имени Hood

Самым большим крейсеров в мире навсегда останется и британский Hood. Если быть точнее, то этот 267-метровый бронированный гигант водоизмещением 46 500 тонн относился к категории линейных крейсеров. Этот тип боевых кораблей появился перед Первой мировой войной и от линкоров они отличались главным образом большей скоростью и более слабым бронированием. Но это были весьма условные отличия, так как некоторые линейные крейсера не уступали по этим параметрам линкорам, а многие и превосходили.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood
National Records of Scotland

Строительство «Худа» началось в самый разгар Первой мировой войны – летом 1916 года. Предполагалось создать четыре линейных крейсера, но после победы в Первой мировой войне, Великобритания столкнулась с переизбытком как линкоров, так и линейных крейсеров, которые было очень дорого содержать, да и противника у них, по большому счету, не осталось. Поэтому строительство всех новых кораблей было прекращено, за исключением «Худа», который находился в высокой степени готовности. Корабль вступил в строй в мае 1920 года и долгие годы был гордостью британского Королевского флота.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood
Naval History and Heritage Command

Борта корабля прикрывала 305-миллиметровая броня, а лобовая броня артиллерийских башен достигала толщины 381 миллиметр. Крейсер был вооружен восемью 381 мм орудиями и развивал скорость в 32 узла, вот почему он не устарел к началу Второй мировой войны, по-прежнему оставаясь сильнейшим линейным крейсером мира. Тем более корабль прошел модернизацию и несмотря на возраст мог дать фору многим линкорам.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood
National Records of Scotland

Однако встреча Hood и линкора Prince of Wales с немецким супер-линкором Bismark 24 мая 1941 года закончилась для гордости Королевского флота катастрофой. Несмотря на то, что британское соединение имело абсолютное преимущество в артиллерии над «Бисмарком», перестрелка с дистанции 18 километров закончилась попаданием снаряда с немецкого линкора в артиллерийский погреб «Худа», после чего корабль взорвался, унеся на дно моря 1415 членов экипажа.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood
National Records of Scotland

Все последующие годы эксперты долго пытались понять, каким образом всего один снаряд смог погубить хорошо бронированный крейсер, но факт остается фактом – немецким артиллеристам удался даже не «золотой», а «бриллиантовый» выстрел. Но Вторая мировая война стала лебединой песней всех без исключения линейных кораблей, будь то супер-линкоры или линейные крейсера, поэтому Hood так навсегда и остался самым большим из всех крейсеров, которые когда-либо были построены.

Супербомба

К числу «вечных чемпионов» относится и советская теромоядерная авиабомба проекта АН602, более известная как «Царь-бомба». Ее разработка была начата в 1956 году и предназначалась она для достижения паритета с США. Созданием «Царь-бомбы» занимались лучшие физики-ядерщики страны, включая академиков И.В. Курчатова и А.Д. Сахарова и в 1960 году разработка бомбы была завершена. Масса бомбы составляла 26,5 тонн, длина – 8 метров, ширина 2,1 м, расчетная мощность – 51 мегатонна в тротиловом эквиваленте.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)
ГК Росатом

Американцы прекрасно знали, что Советский Союз совершенствует и наращивает свой атомный арсенал, но и сами они вооружались ударными темпами, надеясь выиграть гонку вооружений. И тогда Хрущев решил показать им, как выглядит термоядерная «кузькина мать», использовав «Царь-бомбу» не столько в военных, сколько в политических целях.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)
aftershock.news

Утром 30 октября 1960 года переоборудованный бомбардировщик Ту-95В и самолет-лаборатория Ту-16 взяли курс на Новую Землю где и был совершен сброс бомбы. После чего оба самолета принялись спешно уходить от места взрыва. В 11 часов 33 минуты «Царь-бомба» взорвалась на высоте четырех километров.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)
aftershock.news

Этот взрыв прочувствовал весь мир. Рвануло так, что ударная волна три раза обогнула земной шар, а вспышку взрыва наблюдали на расстоянии в тысячу километров. В том числе и с Аляски. Не случайно, что уже в 1963 году между СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Взрыв чудовищной силы на Новой Земле наглядно показал американцам и их союзникам, что слова Хрущева не являются блефом и СССР в состоянии разработать и в случае необходимости применить сверхмощные термоядерные бомбы.

Впоследствии стало известно, что в СССР планировалось разработать заряды мощностью до 100 мегатонн. «Изделие 602» стало самой тяжелой и мощной авиабомбой за всю историю человечества, хотя по длине она уступает современной американской бомбе GBU-43B – 8 метров против 9,17 м. И таким «вечным чемпионам» советская бомба останется навсегда, потому что в мире давно уже отказались от разработки сверхмощных свободнопадающих атомных бомб, предпочтя им баллистические ракеты.

Самый большой штурмовик

Титул «вечного чемпиона», судя по всему, достанется и американскому штурмовику A-10 Thunderbolt II, разработанному фирмой Fairchild Republic в начале семидесятых годов. Обобщив опыт вьетнамской войны, американское командование пришло к выводу, что все существующие на тот момент штурмовики и истребители-бомбардировщики не удовлетворяют требованиям времени. Нужно было разработать новую машину, которая была бы маневренной и защищенной, обладать хорошими ударными возможностями и быть простой в эксплуатации.

A-10 Thunderbolt II
Wikipedia / U.S. Air Force

У советского Ил-2 была позаимствована его главная особенность – броневая капсула являлась частью силовой структуры фюзеляжа. Только на А-10 её сделали не стальной, а из титановых сплавов. Грубо говоря, летчика усадили в своеобразную титановую 540-килограммовую «ванну», толщина стенок которой достигала от 13 до 38 миллиметров. Едва ли не впервые в истории мировой авиации, самолет строился «вокруг» 30-миллиметровой семиствольной пушки GAU-8, которая отличалась большой скорострельностью и могла стрелять снарядами с сердечником из обедненного урана. Кроме пушки, самолет вооружили бомбами и управляемыми ракетами. Для лучшей живучести два реактивных двигателя были разнесены по бокам фюзеляжа, кроме того, конструктивные особенности самолета позволяли ему продолжить полет на одном двигателе, с одним килем и с серьезными повреждениями крыльев.

A-10 Thunderbolt II
Wikipedia / U.S. Air Force / Master Sgt. Blake R. Borsic

Прочное шасси позволяло производить взлет и посадку не только на хорошо оборудованные аэродромы, но на грунт и автодороги. Длина А-10 составляет 16,2 метра, размах крыльев – 17,5 метра, масса 22,7 тонны, максимальная скорость – 706 км/ч. То есть на сегодняшний день он является самым крупным и тяжелым штурмовиком в мире. И таким останется навсегда, потому что с развитием легких и мобильных средств ПВО, специализированный самолет «поля боя» становится неактуальным. Часть его задач способны решать ударные вертолеты, часть – истребители-бомбардировщики, часть – ударные беспилотники. Вот почему разработкой специализированных штурмовиков в настоящее время не занимается ни одна страна в мире, так что превзойти A-10 Thunderbolt II никогда и никому уже не удастся.

  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ

Новости недели

Ежедневные новости

Все новости, достойные печати

Отвлекись от реальности

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Новости не выбирают

Видеть все. Думать о главном

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Обо всем, что происходит по соседству

Все, достойное Вашего внимания

Мы сделали информацию наглядной!