Категория - Статьи

«Беременная антилопа»: 10 фактов про ВАЗ-2110


Отечественная «десятка»… Эту машину любили и ненавидели. Одни насмехались над ней, другие любили ее и указывали на положительные стороны в конструкции и дизайне. Она была простой рабочей лошадкой и тюнинговым шоу-стоппером. Колесила разбитые отечественные дороги и красовалась под софитами мотор-шоу. Как рождался ВАЗ-2110, почему ему дали обидное прозвище «беременная антилопа» и какими версиями по сей день может удивить его широкая палитра модификаций?

В начале был… 2112

В начале восьмидесятых годов в Тольятти закипела работа над проектом 2112. Индекс прочно ассоциируется с хэтчбеком десятого семейства, но тогда за обозначением стоял совершенно другой автомобиль — преемник классических заднеприводных «Жигулей» с аналогичной принципиальной компоновкой и агрегатной базой.

Вариант группы художников под началом Владимира Ярцева выглядел симпатичным собирательным образом. Спереди в нем читается еще не рожденный на тот момент рестайлинговый Ford Sierra. Граненые боковины вызывают в памяти образ знаменитой «сигары» Audi 100 C3. А еще седанчик напоминает какого-нибудь «японца».

Audi 100

Вот только на свет он так и не появился. На заводе решили связать будущее с переднеприводными платформами и отказались от развития архаичного шасси. Еще до закрытия проекта начали готовить седан на базе ВАЗ-2108.

Впоследствии он получил индекс 21099, хотя на опытной стадии носил маркировку 2110. Но самое интересное — дали отмашку разработке наследника только вставшего на конвейер переднеприводного семейства.

Старт — с четырех дверей

Перво-наперво дизайнеры и инженеры взялись за проектирование седана. На АвтоВАЗе решили не повторять допущенную с «восьмеркой» ошибку, когда первой в свет вышла модная лихая трехдверка, а более востребованный советскими гражданами вариант с трехобъемным кузовом заставил себя ждать более пяти лет.

Окончательный вариант ВАЗ-2110 утвердили с третьей попытки. Первый макет датируется летом 1985 года. Финальный представили в 1987-м.

При чем тут Passat?

Дизайн должен был проводить жирную черту между «десяткой» и всем тем, что выпустил на тот момент АвтоВАЗ. Интересно, что первый набросок Ярцев сделал в 1984 году под впечатлением от тестировавшегося на Дмитровском полигоне Volkswagen Passat. Первоначальный вариант Ярцева напоминал реальный автомобиль очень отдаленно. В дальнейшем художники отказались от, скажем так, усредненной стилистической концепции и пошли своим путем.

Советский футуризм

ВАЗ-2110 мог выглядеть более оригинальным продуктом. На эскизах и в макетах дизайнеры экспериментировали с рядом уникальных деталей, которые не достались серийному автомобилю.

Одним из наиболее ярких и харизматичных решений стали маленькие форточки в стационарных «полусферах» бокового остекления. Cекции применили во имя аэродинамики и назвали «стограммовками», очевидно, из-за того, что в них могла пролезть только рука со стаканом. Позже их сменили на традиционные полноразмерные и гораздо более практичные «полноразмерные» стекла.

Один «дворник» на все стекло вместо двух традиционных стеклоочистителей и закрывающие колеса аэродинамические щитки тоже не прошли свозь сито ГОСТов и согласований. Универсал ВАЗ-2111 лишился изломанной линии крыши в районе багажника. Жаль, ведь она здорово смотрелась вкупе со «стограммовками».

По требованию аэродинамики

С точки зрения эстетики автомобиль получился довольно специфичным. Виной тому необходимость выполнить техзадание и разработать кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления Cx не выше 0,3. Во время совместной со специалистами Porsche доводке пришлось вносить ряд существенных коррективов. Окончательный дизайн пришелся по вкусу далеко не всем. Из-за непропорционально широкой кормы к «десятке» приклеилось обидное прозвище «беременная антилопа», хотя одутловатые задние арки, равно как и вздернутая подоконная линия объяснялись как раз аэродинамическими изысканиями. Зато коэффициент Cx составил 0,347 — примерно как у среднемоторного повелителя скорости Ferrari 360 Modena конца девяностых годов!

Плагиат наоборот?

С задними фонарями ВАЗ-2110 связана забавная история. На одном из ранних макетов в порядке эксперимента применили треугольную оптику, которая заходила на крылья.

Серийной модели она не досталась, зато нечто подобное появилось на Mercedes-Benz C-Class W202 1993-2000 годов выпуска и других «мерсах».

Дитя перестройки

ВАЗ-2110 «посчастливилось» родиться в эпоху перестройки, когда заводы лишились госфинансирования. Производство новинки, первоначально запланированное на 1990 год, отложили в долгий ящик. Освоить конвейерную сборку удалось лишь в 1995-м. На тот момент детище восьмидесятых уже выглядело не столь современно. Время было упущено. «Десятку» и ее модификации выпускали в Тольятти, на Украине и в Египте. Выпуск прекратили в 2015 году.

От «карба» до шестнадцатиклапанника и инжектора

Первоначально на «десятку» ставили карбюраторный восьмиклапанный 72-сильный двигатель объемом 1,5 литра. Позже агрегат сменил архаичную систему питания на распределенный впрыск топлива и прибавил 5 «лошадей».

В 1999 году завод приступил к выпуску модификации с инжекторным шестнадцатиклапанным мотором «один и пять» мощностью немногим менее 100 л.с. Бодрая динамика и топливная экономичность соседствовали с некоторыми эксплуатационными тонкостями. Как отмечало издание «За рулем», гидрокомпенсаторы зазоров клапанов нередко просились на замену в пределах гарантийных 100 тысяч километров.

Иногда проблема заключалась в низком качестве детали, в других случаях неисправность наступала из-за «паленого» моторного масла. При обрыве ремня ГРМ загибает клапаны и владелец попадает на ремонт головки блока цилиндров. У восьмиклапанных двигателей подобной проблемы нет.

Варианты кузовов

Основные версии семейства — это собственно ВАЗ-2110 с кузовом седан, универсал 2111 и пятидверный хэтчбек с индексом 2112. Особняком стоит трехдверный хэтч 21123, официально именуемый купе.

Он выпускался мелкосерийно с 2002 по 2009 год совместными усилиями «Тольяттинского механического завода», а также фирм «АвтоКомплект», «СпецАвто» и «Рулевые системы». Вариант и впрямь получился «спец» по отечественным меркам тех времен. Двери удлинили на 200 мм. В гамму двигателей входили «четверки» объемом до 1,8 литра.

Очень специальные спецверсии

Представители «десятого» семейства известны буквально каждому отечественному автовладельцу. Но не все знают о необычных, странных, причудливых и уникальных исполнениях. В первую очередь упоминания достоин ВАЗ-21108 «Премьер» — комфортабельный вариант с увеличенной на 175 мм колесной базой от дочерней фирмы «Суперавто». Такие лимузинообразные Lada некогда возили боссов АвтоВАЗа.

Подобием «Премьера» стал ВАЗ-21108 VIP, творение компании «Бронто». От заводского исполнения вариант отличался отсутствием узких вертикальных вставок у центральных стоек. По желанию заказчика бронировалась задняя часть кузова.

Лимузин ВАЗ-21109 «Консул» заставляет протереть глаза. Это не фотошоп, а реально существующий проект. Колесная база удлинена с 2492 до 3142 мм. Салон отличала перегородка между пассажирским отсеком и водителем как в настоящих лимузинах, два кресла для VIP-персон, телевизор, бар с холодильником и кондиционер. Вместо стандартных пружин и амортизаторов применили усиленные компоненты. Мотор — атмосферный «один и пять». «Консул» выпускали по индивидуальным заказам.

Универсал Lada 111 GTI 2.0 4х4 (он же ВАЗ-2116-04) 2001 года не стал серийным. Проект особенно жаль – российский ответ Subaru Impreza Outback с опелевским 150-сильным мотором, полным приводом и увеличенным дорожным просветом непременно оценили бы многие автомобилисты!

Не добрался до конвейера и аляповатый пикап «Пилигрим» от дочернего предприятия АвтоВАЗа «Лада Тул». С точки зрения инженерии он представляет собой сборную солянку – переднюю подвеску и полноприводную трансмиссию от «Нивы», а также заднюю рессорную подвеску ГАЗ-3110. Поверх натянут модифицированный кузов «десятка». Двигатель карбюраторный объемом 1,8 литра. Двухрядная кабина вмещала пятерых человек, кузов способен поглотить 450 кг груза.

Проект не получил финансирования — сложная экономическая ситуация на рубеже девяностых и нулевых годов не располагала к экспериментам. Рыночные перспективы автомобиля выглядели туманными в силу его специфичности, а продажи наверняка ограничились бы мизерным количеством среди поклонников имиджевой техники для активного отдыха.

Отдельного очерка заслуживает дорожная спортивная — была и такая! — модификация с заводской маркировкой 21106. Автомобиль начинал свой путь как шоу-кар «Желтая акула». Дерзкий концепт, к разработке которого приложила руку компания «Мега-Лада», стал одним из главных экспонатов выставки Московского автосалона 1996 года.

Проект развился в серийный ВАЗ-21106 с шестнадцатиклапанным двигателем Opel C20XE объемом 2,0 литра мощностью 150 л.с. и расширенными колесными арками. Вариант попроще развивал 136 л.с. Подготовленные модификации «сто шестой» участвовали в шоссейно-кольцевом первенстве WTCC.

В настоящее время встретить ВАЗ-21106 на улице или хотя бы на онлайн-площадке с подержанными автомобилями сложнее чем Lamborghini. И сейчас мы говорим про седан, а ведь была версия купе от фирмы «Моторика». Редчайшая вещь!


  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ

Новости недели

Ежедневные новости

Все новости, достойные печати

Отвлекись от реальности

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Новости не выбирают

Видеть все. Думать о главном

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Обо всем, что происходит по соседству

Все, достойное Вашего внимания

Мы сделали информацию наглядной!