Категория - Статьи

Когда закончится дефицит автомобилей и стоит ли покупать машину сейчас?


Тотальный дефицит новых легковых автомобилей поставил многих россиян в тупик. Приобрести машину «под себя» сейчас практически невозможно. По крайней мере в массовом сегменте. У дилеров в наличии есть только «неликвид» – машины, напичканные мыслимыми и немыслимыми допами, продать которые при нормальной ситуации на рынке было бы непросто. Выбор скуден, но он пока есть. Можно взять, что предлагают, а можно – заказать и ждать. И так, и эдак – компромисс.

Что происходит

Последствия пандемии коронавируса всё ещё наблюдаются на российском рынке. Автопроизводители давно возобновили работу, но спрос на машины существенно превышает предложение. Нарастить объёмы производства теперь мешает нехватка микрочипов. Даже «АвтоВАЗ» периодически останавливает конвейеры из-за дефицита элементной базы. Аналогичная ситуация – у всех других автомобильных брендов.

Несмотря на то, что один из крупнейших поставщиков микрочипов, тайваньский TSMC, анонсировал сокращение дефицита в текущем квартале, нехватка компонентов продолжит ощущаться как минимум до 2022 года. Словом, в 2021 году ловить потенциальным покупателям машин по сути нечего. Смогут ли россияне, как прежде, выбирать понравившееся авто по адекватной цене и рассчитывать на всевозможные скидки и бонусы – большой вопрос, ответа на который предстоит ждать долго.

Чтобы понять ситуацию, достаточно зайти в любой автосалон любого бренда. Увиденное там вас удивит. Если прежде шоу-румы и прилегающие к автосалонам территории были буквально нашпигованы новенькими машинами, то сейчас «живых» автомобилей вы не обнаружите. Те немногие авто, что выставляют на потеху публике, уже проданы или не продаются.

К примеру, число новых Renault Duster у дилеров в столичном регионе можно пересчитать по пальцам. Даже представленных на официальном сейте машин по факту может не быть. Заказать автомобиль пока ещё можно, вот только сроки ожидания поистине пугающие. Опрошенные Quto дилеры разошлись в оценке: от трёх месяцев до девяти, то есть в среднем ждать предстоит полгода.

Реакция дилеров и покупателей

Для дилеров сейчас настали по-настоящему райские времена. Покупателей много, и они готовы смести всё, что предлагается, – со всеми накрутками, допами и кредитами. В лучших традициях советских времён. Ждать подарков и бонусов бессмысленно – их просто нет.

Depositphotos

Даже постоянно растущие цены не отпугивают, а напротив привлекают россиян в автосалоны. В попытке сохранить сбережения граждане стараются покупать автомобиль прямо сейчас, не дожидаясь «светлого» будущего. Рост цен стал безудержным: всего за год стоимость иномарок увеличилась на 17,5%, а российских авто – на 12,2%. Спрос это не сбило. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I полугодии 2021 года россияне приобрели на 5,1% больше машин, чем в докризисном 2019 году. Производители с таким спросом справиться пока явно не могут.

Сейчас «рынок продавца», поэтому за счёт дефицита автомобилей дилеры пытаются получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации. С точки зрения бизнеса – это нормально, с моральной и человеческой – конечно, нет. Но в любом случае людей не заставляют покупать машины. Да, навязывают «допы» и делают накрутку на них, которая иногда выходит очень дорогой. Но выбор остаётся за покупателем: не хочешь – не покупай! Можно ведь заказать автомобиль и подождать его несколько месяцев. Правда, непонятно, по какой цене придётся его потом купить.

Азат Тимерханов
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»

Чего ждать

Большинство экспертов советует россиянам не затягивать с покупкой новой машины. Причина такого совета проста. В среднем стоимость любой модели повышается раз в 1,5–2 месяца. Масштабы роста мы уже озвучили – до 20% по итогам года. Инфляция настолько высока, что её не получается компенсировать. Можно заказать автомобиль в понравившейся версии и прождать полгода. За это время ценник перепишут трижды – экономии не выйдет. А можно взять «здесь и сейчас» чуть больше Автомобиля за большие деньги. Лишние вложения, с большой вероятностью, окупятся быстро.

Впрочем, по словам руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азата Тимерханова, надежда на возвращение «жирных времён» ещё есть.

Рано или поздно проблема дефицита будет устранена – одни участники рынка предполагают, что это произойдёт до конца года, другие – что проблема перейдёт и на 2022 год. Когда это случится, рынок насытится, трафик в автосалоны упадёт, и вот тогда ситуация может повернуться на 180 градусов. Когда настанет «рынок покупателя», уже дилерам будет нелегко – ведь потенциальным клиентам будет проще выпросить скидку, срок поставок машин будет значительно меньше, да и выбор из наличия будет куда богаче, чем сейчас. Вот тогда покупатели возьмут реванш у дилеров!

Азат Тимерханов
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»

Что делать покупателям

Тем, кто планировал покупку новой машины на 2021 год, отчаиваться не стоит. Автомобили действительно уже стали не средством передвижения, а роскошью, и цены вспять уже не повернуть. Однако пока ещё можно вскочить на подножку уходящего поезда и потратить имеющиеся накопления с умом (далеко не факт, что на них можно будет купить машину в недалёкой перспективе).

Пока я бы посоветовал тем, кто намерен срочно приобрести машину, тщательно мониторить автосалоны, в том числе и в соседних регионах – возможно, получится найти приемлемый вариант, пусть даже и не тот, который хотели изначально. Ну и, конечно, всегда есть альтернатива в виде автомобилей с пробегом.

Азат Тимерханов
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ

Новости недели

Ежедневные новости

Все новости, достойные печати

Отвлекись от реальности

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Новости не выбирают

Видеть все. Думать о главном

Вы будете первыми, кто будет знать все!

Обо всем, что происходит по соседству

Все, достойное Вашего внимания

Мы сделали информацию наглядной!