Категория - Библиотека

Путешествие в Полтаву и опасность корсетов для водителей в 1895 году


В конце XIX века в России начали появляться не только велосипеды, но и специализированные печатные издания. Одним из самых авторитетных из них был еженедельник «Самокат», который издавали братья Орловские в Санкт-Петербурге. Один из номеров журнала, который увидел свет 7 января 1895 года, редакция Quto.ru смогла внимательно изучить благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ).

На одной из первых страниц авторы напоминают постоянным подписчикам о необходимости продлить подписку на 1895 год «во избежание перерыва в высылке журнала». Стоимость её на год составляла 4 рубля, на шесть месяцев — 2,5 рубля. При этом допускалось оформление подписки в рассрочку, но только по согласованию с редакцией.

«Самокат приносит громадную и разнообразную пользу, доказывать это в настоящее время нет никакой надобности. Польза эта доказана — самокат служит орудием быстрого и дешёвого передвижения, укрепляет здоровье, отвлекает от вредных и дорогих развлечений, приносит громадное удовольствие и вообще самокат способствует умственному, нравственному и физическому развитию», — пишет автор.

rusneb.ru

Отмечается, что научиться держаться в седле велосипеда не трудно, однако для полноценной езды на велосипеде нужно также знать конструкцию педального транспорта, уметь выбрать технику для себя, а также запчасти, шины и аксессуары для своего «железного коня», разбираться в тонкостях законодательства. И именно в этом, как говорится в статье, журнал помогает разобраться.

Необходимо только, чтобы журнал не преследовал каких-либо посторонних целей, а заботился бы исключительно о пользе самокатчиков. Согласно этой программы мы в течение прошедшего года старались выяснять всю ту разнообразную пользу, которую может приносить самокат, выясняли цены машин, указывали все те новые изобретения и усовершенствования, которые заслуживают внимания, старались разрушать те преграды, которые вследствие каприза, упрямства и других причин мешали развитию практического применения этих полезных машин, следили за возрастающим развитием самокатных Обществ в России.

Помимо этого, в 1894 году особое внимание уделялось зарубежной прессе, которая специализируется на велосипедах. Помимо этого, редакция посещала выставки в Лондоне и Париже и не только лично познакомилась со всеми новейшими моделями, но также вживую смогли увидеть велосипедное движение в европейских столицах и узнать про местное законодательство в области транспорта.

В царской России значительное внимание уделялось путешествиям на велосипедах. Не стал исключением и рождественский номер, в котором приводится рассказ В. И. Заустинского по Полтавской губернии.

rusneb.ru

Начинается он с того, что турист приехал в Переяславский уезд, который находится «в дебрях Полтавы». К тому времени он попал в небольшую аварию. Большую часть повреждений ему удалось починить самостоятельно, но после заселения путешественник более внимательно осмотрел технику нашёл несколько дополнительных поломок, которые требовали устранения.

После этого, подчиняясь местному законодательству, он отправился в местную канцелярию. Власти, в итоге, продержали мужчину в городе в течение шести дней: днём он вынужден был заниматься оформлением документов, а свободное время тратить на осмотр всех местных достопримечательностей.

«Город, конечно, не большой (кажется 15 000 жителей), но с довольно широкими улицами (немощёными) и довольно чистенький, несмотря на массу жидов, всюду торчащих, снующих и вопиющих. Из числа достопримечательностей можно упомянуть монастырь Св. Макария, существующий более 900 лет, церковь, построенную знаменитым гетманом Мазепою и замечательную своими иконами особенного письма и утварью», — пишет автор.

А вот самокатчиков в городе оказалось крайне мало. Заустинский пишет, что смог за шесть дней встретить во всём городе всего трёх человек, которые пользуются двухколёсной техникой.

Явление это страшно меня поразило: Переяслав от такого громадного центра, как Киев, очень недалёк, весь уезд замечательно удобен для езды на самокате — и вдруг такая «мерзость запустения».

rusneb.ru
rusneb.ru

Обсуждался в этом номере и вопрос женской моды. А если точнее — вред здоровью, который наносили корсеты. И, в первую очередь, этот вопрос остро стоял для женщин-велосипедисток, так как при занятиях спортом (автор, кстати, также упоминает коньки и лыжи) он способен навредить даже больше, чем в повседневной носке.

В частности, внимание редакторов привлекла статья в одном из научных журналов, в которой описано вскрытие трупа женщины, постоянно носившей этот модный в то время аксессуар. Оказалось, что её грудные хрящи окостенели, печень деформирована, а брюшные стенки слабые.

Полностью прочитать номер журнала «Самокат» от 7 января 1895 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Я не говорю уже о других важных изменениях в теле. Вот мученицы предрассудка! И как много таких несчастных, добровольно лишающих себя воздуха, здоровья и из-за чего, спрашивается? Для того только, чтобы потерять первоначальную красоту фигуры, превратив её в два конуса, сросшихся вершинами в талии, утратить способность прямо держаться без искусственной поддержки, нажить ужасные женские болезни, от которых не может откупиться ни одна женщина лет в 40, а то и раньше», — призывает отказаться от корсетов автор.

В статье говорится, что сам велосипедный спорт очень полезен для здоровья, но только если речь идёт о правильно сформированном организме, а не деформированном опасными аксессуарами.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ