Категория - Статьи

В чём отличие суперкаров от гиперкаров


Суперкарами называют почти все модели, которые обладают экзотической внешностью и эмблемой именитого производителя. А вот Porsche 911 суперкаром не является несмотря на то, что версия Turbo S может потягаться с моделями Ferrari и Lamborghini. А Porsche 911 GT3 RS проходит трассу Нюрбургринг быстрее, чем Pagani Huayra. При этом итальянский автомобиль — гиперкар, а немецкий — всего лишь спортивный. Так в чём же разница?

Спортивные автомобили

Спортивный автомобиль не привязан к какому-либо определённому типу кузова. По сути, это транспортные средства, которые могут принимать участие в соревнованиях. Классические модели, такие как Ferrari 250 GTO, Jaguar XK и десятки других на протяжении всей своей истории участвовали в различных чемпионатах. То есть любой автомобиль, созданный для гонок или разработанный для потенциального участия в автоспортивных соревнованиях, можно назвать спортивным.

Но как тогда назвать BMW Z4 или Mazda MX-5 Miata? Последняя стала популярным гоночным автомобилем в гонках Spec Miata и различных других сериях, но она никогда не предназначалась для гонок. И тем не менее это спортивный автомобиль.

Как правило, двухдверные двухместные купе ассоциируются со спортивными автомобилями. Но исключение можно сделать для некоторых четырёхместных автомобилей, например, Toyota Supra, Toyota GR86, Mazda RX-7, Porsche 911. То есть спортивные автомобили — это машины, ориентированные на производительность. Их главная цель — обеспечить спортивный стиль вождения, а всё остальное — вторично. Даже комфорт и мощность не считаются определяющими факторами.

Daihatsu Copen
Daihatsu

Именно поэтому BMW M2 и Mercedes-AMG C63 нельзя назвать спортивными автомобилями, а Daihatsu Copen — да. Немцы начинали свою жизнь как купе или седаны, предназначенные для комфортной перевозки людей, а уже затем они превратились в транспорт с оглядкой на спорт. И какими бы ни были их характеристики, они всегда оставались комфортными автомобилями на каждый день.

То есть спортивный автомобиль — это та машина, главной целью которой является спортивное вождение, производительность и удовольствие. При этом комфорт и практичность отходят на второй план.

Chevrolet Corvette ZR1
Chevrolet

Когда спортивный автомобиль становится суперкаром

Сложность заключается в том, где провести грань между обычным спортивным автомобилем и мощным суперкаром. Безусловно, критерием становится производительность. Но неясно, что считать начальной точкой отстчёта — в разгоне до «сотни», максимальной скорости, в способности быстро проехать круг по трассе или в количестве лошадиных сил. Все эти показатели важны, и когда-то они имели под собой почву. Но в современном мире семейный седан может обладать мощностью 1000 л.с. и с лёгкостью опережать суперкары почти по всем этим показателям. Например, Tesla Model S Plaid быстрее, мощнее и производительнее многих суперкаров, но сама модель таковой не является.

Раньше считалось, что суперкары должны обладать особой компоновкой, которая отличала бы их от обычных моделей, — расположение двигателя посередине. Это было отличительным признаком, который позволил Lamborghini Miura быть классифицированным как суперкар.

Именно такая логика не позволяла считать суперкарами такие автомобили, как Aston Martin Vantage и Chevrolet Corvette ZR1 (до версии C8), несмотря на их чудовищные характеристики. Если бы не Porsche Cayman, Toyota MR2, DMC DeLorean и десятки других среднемоторных машин, которые явно не были суперкарами, можно было бы согласиться с тем, что только расположение двигателя определяет статус модели.

Mercedes-Benz SLS AMG
Mercedes-Benz

Но в действительности эта грань очень размыта. Критерии перемешаны между собой и статус суперкара присваивается почти интуитивно. Рецепт спортивного автомобиля в качестве основы обязателен, и он должен обладать характеристиками, которые превосходят обычные машины. Но при этом суперкар должен быть достаточно уникальным и экзотичным, чтобы отличаться от спорткаров с огромными двигателями. Таким образом, суперкаром уже можно назвать очень мощный среднемоторный спортивный автомобиль. Например, новый Corvette Z06 входит в категорию суперкаров, сочетая в себе атрибуты среднемоторного автомобиля с ревущим V8 и превосходными характеристиками на дороге или треке.

Но и в этом определении существуют исключения. Например, Mercedes-Benz SLS AMG или Dodge Viper — точно суперкары. Aston Martin Vantage V12 и Lexus LFA тоже вполне достойны так называться. Даже Nissan GT-R имеет все шансы, несмотря на то, что у него V6 спереди и четыре места в салоне. В каждом из этих автомобилей есть что-то ещё, что превращает их в суперкары, — экзотичность, обусловленная либо дизайном, либо двигателем, либо техническими характеристиками, которая возвышает их над простыми спортивными автомобилями. 911 Turbo S тоже заслуживает упоминания в этой компании, а вот базовый 911 — нет.

Lamborghini называет суперкарами суперспортивные автомобили, которые соответствуют концепции за счёт производительности, стиля и экзотичности двигателя и используемых материалов.

Эмблемы, принадлежащие экзотическим брендам, наводят на мысль о статусе суперкара, но даже величайшие исторические хиты Ferrari рассматривались маркой как спортивные автомобили. Любопытно, что и по сей день Ferrari называет все свои массовые автомобили просто «спортивными» — от Ferrari Roma до 812 GTS. С точки зрения итальянского производителя, они создали только пять суперкаров: Ferrari GTO, F40, F50, Enzo и LaFerrari. Хотя пять этих моделей могли бы называться гиперкарами.

Pagani Zonda
Pagani

Что такое гиперкар

Все считают гиперкарами Pagani Zonda, Huayra и Utopia, Bugatti Veyron и Chiron, McLaren F1 и P1, Porsche Carrera GT и 918 Spyder, Jaguar XJ220 и все модели Koenigsegg. Но что делает их таковыми?

Важны не только технические характеристики, ведь сегодня существуют десятки суперкаров, которые обладают большей мощностью, чем гиперкары, быстрее на прямой и гораздо быстрее на эталонных гоночных трассах, таких как Нюрбургринг. Все гиперкары определяются одной специфической чертой — они в той или иной степени являются ювелирными изделиями.

Иногда это визуальные украшения, например, каждый автомобиль Pagani. В других случаях это механические украшения — автомобили, смещающие границы технического гения до невероятных пределов. К таким автомобилям можно отнести Bugatti Veyron, который нельзя назвать произведением дизайнерского искусства, но он разрушил стеклянный потолок инженерной мысли, став первым серийным автомобилем, развивающим мощность свыше 1000 л.с. и скорость более 400 км/ч, при этом не уступающим по комфорту роскошному гран-туризмо.

McLaren P1 и Ferrari LaFerrari
McLaren

До этого McLaren F1 и Jaguar XJ220 также заслуживали внимания, они переписали свод правил своих эпох. Инновации, продемонстрированные компанией Koenigsegg, тоже достойны звания гиперкара. Модели LaFerrari, Porsche 918 Spyder и McLaren P1 стали первопроходцами в области гибридных технологий, которые впоследствии распространились на весь остальной автомобильный мир. А в эпоху электрификации это касается Lotus Evija и Rimac Nevera. Каждый из них вышел за рамки обычного и даже сверхвысокого, став пионером новых технологий.

Гиперкары сложно классифицировать. Это суперкары, доведённые до максимума, которые превышают норму по одному или нескольким параметрам, будь то производительность, шум, красота или механическое мастерство. Любой новаторский автомобиль достоин этого звания. В то же время гиперкаром может называться тот транспорт, который выполнен настолько тщательно и красиво, что сам по себе может считаться произведением искусства. Сделанный на заказ, красивый, дорогой, быстрый, но не обязательно всё это одновременно — это отличительные черты гиперкара. Спортивные автомобили, суперкары и гиперкары тесно связаны между собой, но все они исходят из базовой концепции современного спортивного автомобиля, в котором основное внимание уделяется производительности и удовольствию водителя, даже если это идёт в ущерб другим аспектам.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ