Категория - Библиотека

История появления в 1924 году советского автопрома


В 1933 году руководство завода им. Лихачёва приняло решение подробно описать историю предприятия. При этом редакторы решили, что заниматься подобным делом должны не только «авторский коллектив и часть кадровиков-ударников, давших свои воспоминания или замечания», но абсолютно все сотрудники предприятия. А, говоря об истории предприятия, автор решил вспомнить, как и из чего зарождалась отечественная промышленность. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла ознакомиться с этим историческим документом.

«Царская Россия неоднократно пыталась разрешить задачу организации автомобильного производства, но все попытки русской буржуазии наладить это сложное и тонкое производство последовательно провалились», — пишет автор, Николай Адфельдт.

Писатель отмечает, что все эти попытки предпринимались «в спокойное довоенное время», когда «хозяйство не было разрушено» и здравствовал «тот самый довоенный уровень, который ещё только стремилась достигнуть страна». При этом хозяевами предприятий были богатые, знающие и опытные люди.

Дукс-Аксай
Архивное фото

И всё же сложность этого дела, видимо, была так велика, что прославленные люди один за другим потерпели неудачу. Завидный довоенный уровень развития промышленности оказывался недостаточным для того, чтобы обеспечить условиями соответствующей технической среды отечественное автостроение. Все довоенные пионеры российского автомобилестроения безвременно погибли, раздавленные его трудностями.

В книге говорится, что спрос на автомобили появился после начала войны. Однако даже выделенные властями средства и другая помощь не смогли изменить положение дел. Ответственными за реализацию проекта были назначены «именитые Рябушкинские», которые были известны как талантливые предприниматели и меценаты, но даже их опыта не хватило для организации производства.

Руссо-Балт С24/40
Wikipedia

В результате в начале 1917 года планы по собственному производству автомобилей были отложены в долгий ящик, а возродились они только к 1924 году, но уже советским правительством.

«Не удавалось автомобилестроение опытным людям в условиях золотого довоенного уровня, до которого ещё так далеко разрушенной стране», — пишет автор.

Отмечается также, что буквально несколько лет назад шофёров считали едва ли не гениями и королями пространства только за то, что они могли управляться с машинами, но сами автомобилисты, как правило, могли только ездить и ломать, но не ремонтировать.

В результате достаточно быстро возник спрос на механиков.

Fiat 15-ter
Wikipedia

Россия бралась за ремонт автомобилей, когда Ford уже начинал бороться с ремонтом. Генри Форд скупал полуизношенные машины и уничтожал их, чтобы освободить место для новых сотен тысяч дешёвых «фордов». Там уже было выгоднее производить новый, чем ремонтировать старый. В России, напротив, выгоднее было бесчисленное число раз ремонтировать какой-нибудь дышащий на ладан Mercedes-Benz, нежели производить новый хороший дешёвый автомобиль, потому что страна не имела возможности это сделать.

Впрочем, полноценным ремонтом это назвать было сложно. В издании говорится, что вместо сорванных болтов зачастую ставили глухие заклёпки, использовали проволоку и другие подручные материалы. А в условиях отсутствия запчастей отдельные умельцы даже научились делать «суррогаты» наиболее изнашивающихся деталей.

Революционеры на дозорном автомобиле в первые дни Февральской революции
РИА Новости

Те же, кто умел не только разобрать автомобиль и устранить поломку, но и собрать его обратно, быстро становились популярны. В результате нередко они проводили всё больше времени в гаражах, ремонтируя чужие машины. На вес золота также ценились опытные токари и фрезеровщики.

В годы войны специалисты оказались ещё более востребованными, но в это время им пришлось заниматься больше не ремонтом, а восстановлением техники.

Красногвардейцы патрулируют улицы Москвы на вооруженном пулеметами автомобиле.
РИА Новости

Восстановление от ремонта отличается не только тем, что это нечто большее по объёму работы, чем даже капитальный ремонт. Суть в том, что обычный ремонт — это поддержание на ходу непрерывно изнашивающейся машины, и всякий ремонт, возвращая на шоссе какую-либо машину, отмечает собой одну из ступеней приближения машины к полной её амортизации. Восстановление машин, разрушенных войной, представляет собой воскрешение преждевременно погибших автомобилей.

В послевоенные годы индустрия приобрела такой масштаб, что потребовалось систематизировать её. В результате небольшие боксы стали укрупняться и переходить «на солидный заводской путь планово-организованного массового восстановления машин». И именно из неё, по утверждению автора книги, выросло советское автомобилестроение.

«Наша автомобильная промышленность берёт начало в авторемонтном деле», — пишет Адфельдт.

Иван Лихачев (на первом плане), директор Московского автомобильного завода у автомобиля, выпущенного заводом
РИА Новости

В итоге члены партийной организации завода ЗиЛ решили, что накопленного опыта достаточно для организации собственного производства. Горячим сторонником этой идеи был и управляющий предприятия.

Более подробно ознакомиться с книгой 1933 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Тем более что автомобильные кладбища к 1924 году начали иссякать, тем самым не предоставляя «сырьё» для обеспечения работой специализированных авторемонтных предприятий. В итоге парк не мог пополняться при помощи восстановительного ремонта, а российская экономика уже начала восстанавливаться. Что ещё сильнее увеличило спрос на транспорт.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ