Категория - Библиотека

Чем интересовались водители Москвы осенью 1900 года


Одним из первых специализированных изданий для водителей в Москве был «Циклист». И, если автомобилей в начале XX века в России почти не было, то велосипеды уже успели завоевать популярность у жителей столицы. Самым удобным способом получения информации обо всех новинках транспорта, законодательных инициативах и интересных новостях из мира мирового спорта стали журналы, выходившие еженедельно. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить один из номеров еженедельника, который вышел 14 октября 1900 года.

Главной темой издания стали записки путешественника О. Кавского, летом того же года в одиночку отправившегося на велосипеде в поездку по Европе.

Повествование его началось с пробуждения в немецком городе Андерсбарх 9 августа 1900 года.

«Сегодня совсем не жарко и, несмотря на порядочный встречный ветер, ехать приятно. На одном из подъемов вижу забавную картину. Тучный, неуклюжий велосипедист, спускаясь мне навстречу, не справился с машиной и, потеряв педали, стремительно несётся по шоссе, широко растопырив ноги. Фуражка слетела с головы, волосы растрёпаны, но выражение лица полно решимости. Он проносится ураганом мимо меня, затем сворачивает с шоссе, смешно подпрыгивая, несётся по пахотному полю, вылетает на некошеный луг и, наконец, запутавшись в высокой траве, мягко падает. За ним следом мчится какой-то босоногий мальчуган, махая его фуражкой. Прохожие добродушно улыбаются», — пишет велосипедист.

rusneb.ru

Весь день турист ехал по равнине, и, по его признанию, вид был достаточно скучным: обработанные поля были во все стороны перечёркнуты дорогами. Единственное, за что мог уцепиться взгляд — это массив Исполиновых гор, появившийся на горизонте. Находится он на границе Чехии и Польши. Также Кавский отметил, что развлекал себя надписями на разных указательных табличках.

На одних были указания направления, на других запрет для проезда всех, кроме прихожан определённых церковных приходов, на третьих — напоминания о штрафах за разные нарушения, в том числе за отсутствие торможения на спуске и выход на луг.

«У переезда через железнодорожный путь длинная надпись: „Стой, если услышишь свисток или звонок поезда или заметишь каким-либо другим образом его приближение, иначе штраф". В одном месте я заметил приближение поезда и вздумал поднажать на педали, чтобы успеть пересечь дорогу. Боже мой, какой шум поднял машинист: засвистел, зазвонил, чуть пары не пустил! Перепугавшись, останавливаюсь и покорно жду», — признался путешественник.

rusneb.ru

Спустя пару часов автор без происшествий добрался до польского города Свидница (или Швейдниц на немецкий лад). Впрочем, задерживаться там он не стал и почти сразу отправился дальше, в горы.

Справа и слева поднимаются высокие стены, густо поросшие хвойным лесом. Посредине долины весело бежит ручеёк Weistritz, или, точнее, Быстрица. В деревушке Обер-Вейстритц я обедаю, при этом пью содовую воду из аптеки Вандо в Швейдниц, которая основана в 1264 году.

Сам городок он описывает как «очень хорошенький», с аккуратными домиками, мельницами и лесопилками, а из-за заборов выглядывают «махровые красивые розы, слышны детские голоса».

За деревней шоссе резко обрывается, а дорога уходит в мрачный скальный массив. Кавский пишет, что при ближайшем рассмотрении оказалось, что вокруг было настолько красиво, что путешественник решил спешиться с велосипеда и какое-то время идти пешком, наслаждаясь горным воздухом и видами.

rusneb.ru

За ущельем находилась Австрийская таможня, сотрудникам которой следовало заплатить пошлину в размере 30 гульденов за проезд велосипеда. Однако здесь у путешественника возникли сложности. Он протянул пожилому сотруднику ведомства купюру, но тот заявил, что не имеет права брать бумажных денег, только золото. Но, обойдя окрестные деревни, велосипедист не нашёл ни одной монеты.

Тогда чиновник согласился на серебро, но «с надбавкой 22%». Но даже когда нужное количество монет удалось отыскать, сотруднику они не понравились из-за бюрократии. В итоге стороны сошлись на том, что старичок сам обменяет купюры на монеты, и велосипедист смог продолжить свой путь.

Также в еженедельнике говорится о «грандиозных гонках», организованных 24 сентября Велосипедным обществом Одессы. Кстати, именно в этот день впервые в городе проводились заезды не только на велосипедах, но и на автомобилях.

«Давно циклодром не видал такого количества публики. Буквально яблоку негде было упасть», — пишет автор.

rusneb.ru

Тем временем в Москве начали готовиться к началу зимы лыжники. Официальное открытие сезона в столице состоялось 21 октября. Впрочем, проходило оно в помещении Петровской станции московского клуба лыжников, где, как уверяет редактор, можно найти буфет, пианино, фонограф, шахматы с шашками, стереоскопический аппарат и другие удобства.

Кроме этого, на станции устраиваются каждую неделю: по средам — товарищеские, а по субботам — семейные музыкально-вокальные вечера с танцами; по воскресным и праздничным дням назначаются вылазки на лыжах. Но это ещё не все! „Гвоздь“ сезона лыжников — это устраиваемая их клубом серия симфонических концертов с участием артистов русской частной оперы. Члены имеют, конечно, вход бесплатный.

Кстати, спортивная жизнь в России в то время была достаточно насыщенной. Гонки разных уровней проводились регулярно практически во всех городах страны, активно планировались мероприятия на зимний сезон. В Санкт-Петербурге, например, был анонсирован чемпионат по поднятию тяжестей.

rusneb.ru

Но не только российские новости публиковались в еженедельнике. В нём также сообщалось об автомобильных гонках, проводимых в Европе. В Германии один из автоклубов объявил о намерении организовывать соревнования чаще и на закрытых треках, а в Австрии император запретил использовать моторные транспортные средства, так как они пугают лошадей, в том числе тех, на которых ездят генералы.

Более подробно ознакомиться с журналом «Циклист» от 14 октября 1900 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Во Франции же, тем временем, прошло состязание, которое было известно как «Гонка алкоголиков». Несмотря на оригинальное название, речь идёт о соревновании автомобилей, которые оснащались работающими на спирту двигателями. Маршрут был проложен между Парижем и Руаном, а общая дистанция составила 127 км.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ