Категория - Статьи

Как желание обладать определённым автомобилем может изменить законодательство


Правило Show or Display — это фантастический законодательный акт, который позволяет состоятельным автолюбителям легально импортировать в США машины, который никогда не были официально представлены. К принятию этого закона причастен основатель одной из крупнейших компаний в мире Билл Гейтс, потому что очень хотел обладать культовым Porsche 959, который никак не получалось заполучить из-за американского законодательства.

Законы США в отношении всех видов импорта очень строги, и не так много людей могут позволить себе потратить огромное количество денег и времени, чтобы попытаться их изменить. Это история о том, как один увлечённый автомобилист, поклонник Porsche и по совместительству известная личность потратил 13 лет, чтобы помочь другим таким же страстным поклонникам автомобилей изменить законы США к лучшему.

Почему именно Porsche 959

В 1981 году компания Porsche пыталась заново изобрести себя и свою самую известную модель — 911. Главный инженер Хельмут Ботт обратился к Петеру Шутцу, управляющему директору Porsche, с идеями о том, как усовершенствовать платформу 911 для современных дней. Ботт предложил несколько радикальных изменений, включая современную систему AWD, которая открыла бы новые возможности для заднемоторной платформы. Понимая, что гонки помогают ускорить развитие, он получил зелёный свет от Шутца на участие модели в раллийных гонках группы B. Это и помогло вывести модель на центральную арену.

Участие в группе B означало, что Porsche необходимо было омологировать не менее 200 экземпляров для использования на дорогах. Прототип Gruppe B дебютировал несколько лет спустя. Это был инновационный и смелый автомобиль, оснащённый силовой установкой, аналогичной гоночным автомобилям Porsche 956 и 962, с двойным турбонаддувом и вышеупомянутой системой AWD.

К сожалению, установка всех этих передовых компонентов в автомобиль оказалась дорогостоящей и гораздо более сложной, чем предполагалось изначально. Прошло ещё два с половиной года, прежде чем автомобиль был готов, но к тому времени группа B уже ушла в прошлое. В связи с этим в ходе производства акцент сместился с создания омологированного раллийного автомобиля на создание гало-суперкара, и конечный продукт получился на загляденье.

Автомобиль был основан на обычном шасси 911, кузов был удлинён и расширен за счёт использования композита алюминия кевлара для панелей и шасси, а также Nomex для пола вместо обычной стали. В его задней части располагался последовательный 2,85-литровый твин-турбо — «плоский» двигатель с инновационной системой водяного охлаждения головок цилиндров и воздушного охлаждения остальной части двигателя. Результатом стали 444 лошадиные силы, передаваемые через шестиступенчатую механическую коробку передач. Разгон до «сотни» составил всего 3,7 секунды, а максимальная скорость — 315 км/ч. Это были шокирующие показатели для конца 80-х годов, а единственным реальным конкурентом был Ferrari F40.

Автомобиль отличался диким аэродинамическим обвесом и регулируемой подвеской. Всего было создано 292 серийных экземпляра. Это был гало-автомобиль, и цена на него соответствовала — она стартовала с отметки 250 тыс. долларов, что по нынешним деньгам уже около 692 тыс. долларов. Это невероятная цена даже сегодня, и в ней кроется изначальная загадка, которая в конечном итоге привела к созданию закона Show or Display. Но важнее цены был тот факт, что Porsche не подготовила автомобиль для экспорта.

Porsche

Почему Porsche 959 нельзя было купить в США

Автопроизводитель отказался отправить Министерству транспорта США (DoT) четыре экземпляра для краш-тестов, потому что Porsche уже потеряла кучу денег на каждом проданном автомобиле. По сути, это означало, что автомобиль не могу пройти сертификацию в Америке. В России это называется отсутствием ОТТС. По американским законам, автомобиль смог бы появиться в США только спустя 25 лет в качестве исторической ценности. То есть до 2012 года Porsche 959 путь в Америку был закрыт.

Однако гонщика Брюс Канепа считал иначе. По его мнению, автомобиль не продавался в США из-за высокой стоимости импортной программы. По сравнению со всеми затратами на производство, цена в 250 тыс. долларов для Porsche была слишком низкой. А трата 200 тыс. долларов на каждом проданном автомобиле из-за особенностей законодательства США была неприемлемой для Porsche.

DoT не проверяет каждый автомобиль, который продаётся в США каждый год: у него просто нет времени или рабочей силы. Кроме того, DoT не отвечает за то, чтобы автомобили, продаваемые в США, соответствовали стандартам безопасности, так как это обязанность производителя.

На самом же деле полноценно проверяется около 80% автомобилей, так как они представляют собой большую часть автопарка США, а последние 20% тестируются только на исправность всех систем. Правительство США даже не планировало полноценную проверку гало-суперкара от Porsche, так как даже не подозревало, с чем им придётся столкнуться.

Американский автогонщик Эл Холберт заказал партию из 30 машин в качестве «гоночных автомобилей». Когда Porsche 959 прибыли в США, инспекторы на таможне увидели, что это были не ободранные, лёгкие трековые автомобили, а роскошные дорожные модели, обтянутые кожей. Именно этот обман привёл к тому, что 959-й был признан несоответствующим требованиям. И дело вовсе не в краш-тестах для сертификации, от которых отказался Porsche.

Что изменил Билл Гейтс

В начале 90-х годов у соучредителей Microsoft Билла Гейтса и Пола Аллена таможенники США конфисковали их автомобили 959 в штате Калифорния. И Гейтс решил дать отпор.

Гейтса приобрёл свой автомобиль у гонщика Канепа, который привёз партию машин в США. Сначала планировалось зарегистрировать гонщика как официального продавца. Но этот план провалился.

Тогда Гейтс нашёл адвоката Уоррена Дина и принялся решать вопрос юридическим подходом. Они обратились во все органы, отвечающие за безопасность на американских дорогах, и крупным производителям, чтобы уточнить все нюансы и сформулировать законодательный акт, который устроил бы все стороны. В итоге они предложили отказаться от стандартов сертификации Минтранса, если импортированные автомобили были выпущены тиражом до 500 экземпляров, уже не производятся в настоящее время и никогда прежде не проходили тесты DoT в США. При этом автомобили должны соответствовать стандартам EPA и проезжать не более 4 тыс. км в год.

Закон был официально подписан президентом Клинтоном в 1998 году. Затем, два года спустя, Министерство транспорта опубликовало закон, который поставил точку в этом деле. Оставалось только переделать автомобили, чтобы они соответствовали американским стандартам выбросов 1988 года. И тут гонщик Канепа сделал ещё один шаг.

Он знал, что модификации, связанные с выхлопами, повлияют на мощность, поэтому решил переделать автомобили под современные требования. Автомобиль обладал 450 л.с. в конце 80-х гг. Но на дворе стоял 2000 год, и эта мощность уже не казалась какой-то дикой. Гонщик модернизировал автомобиль, обновил турбины, ECU, каталитические нейтрализаторы, воздушные насосы, аккумулятор, переделал впуск, и многое другое. В итоге машины уже выдавали 575 л.с.

Со временем ему удалось переделать несколько дюжин автомобилей, добавив к стоимости ещё 85 тыс. долларов. Так группе поклонников 959-й модели удалось изменить автомобильную индустрию.

Porsche

Другие автомобили тоже пользуются этим законом

Исторически или технологически значимые автомобили теперь могут ввозиться в США, закон Show or Display открыл двери для некоторых очень интересных моделей. McLaren F1 никогда не имел права продаваться в Америке из-за центрального расположения сидений. То той же причине под запрет попадали McLaren Speedtail и Gordon Murray Automotive T.50. Но теперь все три автомобиля могут ввозиться в страну в соответствии с законом Show or Display.

Среди других примеров — скоростные автомобили без лобового стекла, например, Ferrari Monza SP1 и SP2, Aston Martin V12 Speedster, Bugatti Divo, De Tomaso P72, Jaguar XJ220 и Lotus Evija. Все эти особенные автомобили были бы запрещены в США, если бы не юридическая и финансовая мощь Билла Гейтса, а также техническое мастерство и страсть Брюса Канепы.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ