Категория - Библиотека

Велосипед-маршрутка, путешествие по Италии и велогонки в 1895 году


В конце XIX века автомобили были редкостью, но велосипеды уже не только начали появляться на дорогах, но и постепенно начали завоёвывать сердца жителей России. В значительной степени популяризации этого необычного в то время транспорта способствовало появление журнала «Циклист» — одного из первых подобных изданий. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла изучить номер от 18 ноября 1895 года и узнать о сомнительных правилах велоспорта того времени и важных новостях велосипедной жизни Москвы и не только.

В начале номера приводится экспертное мнение председателя Виленского велосипедного общества С. Ваньковича, который рассуждает об организации гонок на педальном транспорте.

«Следует во что бы то ни стало облегчить слабых ездоков, а отнюдь не обременять их машины излишним весом, что, к прискорбию, практикуется повсюду из ложной мысли, будто состязание на тяжёлых машинах привлечёт больше участников, ибо у велосипедистов весьма мало легких машин и почти у всех тяжёлые. Этот принцип в корне не верен», — считает автор.

По его мнению, высокая нагрузка в комплекте с плохими трассами выставляют на первое место физическую силу спортсмена, а не его выносливость и другие качества.

rusneb.ru

Автор отмечает, что неоднократно видел, как более крупные велосипедисты оставляли всех соперников позади на бездорожье, однако сильно отставали от них же на асфальтовом треке.

В качестве примера он приводит соревнования 1894 года, когда правилами был установлен вес велосипеда в 40 фунтов (18,4 кг). В результате спортсмены просто проигнорировали состязание, а на гонку заявилось всего 18 участников из примерно 5 тысяч велосипедистов Санкт-Петербурга. А кубок достался не самому сильному в других условиях гонщику.

Особое внимание эксперт рекомендует уделить тренировкам. Однако отдельно подчёркивается, что спортсменам необходимо не только работать над повышением своего мастерства, но и давать своему организму отдых.

rusneb.ru

Тоже совершенно неверно общепринятое мнение, будто бы спиртные напитки и табак вредны для гонщиков. Конечно, водка вредна; но шампанское, например, великолепно подкрепляет силы, что хорошо известно гонщиками по опыту. Многие велосипедисты курят. Не табак уж так вреден, а чрезмерное курение.

Ванькович уточняет также, что «в корне неверно» утверждение, что спортсменам необходимо употреблять как можно меньше жидкости, так как она начинает выделяться примерно через 15 минут после попадания в организм. К тому же тело способно самостоятельно отрегулировать её выделение.

Не обошлось в журнале и без трагикомичной истории любви. Разумеется, с участием некоего велосипедиста, транспортное средство которого заметил Иван Иванович «прислонённым к стене около двери» своей возлюбленной Елены Петровны.

rusneb.ru

После мучительных раздумий раздосадованный мужчина решил пойти в квартиру, но случайно задел двухколёсный транспорт. И решил выместить свою досаду на нём. Но, как только он поднял велосипед над головой, он увидел установленный на нём госномер и понял, что в это время в квартире находится муж Елены Петровны. После этого ему оставалось лишь тихо удалиться.

В каждом уважающем себя журнале внимание уделялось путешествиям. В «Циклисте», например, приводятся путевые заметки О. Кавского, который отправился в путешествие по Италии поздней осенью.

«Из Ровиго по совершенно ровной и довольно хорошей дороге пробрался до Феррары. Это довольно большой город, но проехал я его задворками, так что не видел его», — пишет велосипедист.

rusneb.ru

Далее путь туриста лежал в Болонью. При этом он отмечает, что маршрут проходил по дороге очень приличного качества, но на которой при этом он не видел ничего интересного. Разве что отметил «приличное состояние» местного земледелия: всюду его окружали сады, возделанные поля и разнообразные сельскохозяйственные инструменты.

А когда мужчина добрался до Болоньи, он попал в полицейский участок «за езду по недозволенным улицам». Впрочем, когда местные правоохранители поняли, что он иностранец — тут же отпустили.

«В Болонье мне бросилась в глаза особенность построек, выходящих на улицу. Большинство домов здесь имеют арки с колоннами, под которыми тянутся тротуары; за арками начинается уже улица, предназначенная для конного движения. Я не останавливался в Болонье, так как во второй половине города нигде не встретил ресторана. Вообще, в итальянских городах удивительно мало ресторанов», — заявил Кавский.

rusneb.ru

Сразу за городом начинается подъём в Апенины, причём, по утверждению путешественника, совершенно отвратительный. Дело в том, что за 45 км дорога поднимается на 1900 метров. При этом, если сравнивать с другими горными массивами, то подъём здесь оказывается гораздо круче из-за отсутствия долин и ровных участков, а часть пути приходится идти пешком. Впрочем, он отмечает, что это самая короткая дорога, а на более длинных маршрутах, скорее всего, подъём не настолько крутой.

А под вечер, когда стемнело, я не рассчитал крутизну одного из спусков. Машину понесло— лечу со скоростью экстренного поезда и как бомба влетаю в какую-то деревню. На улице толпится народ. Я кричу, но напрасно — никто не двигается.

В итоге первую группу людей он благополучно смог объехать, а вот перед второй ему пришлось спрыгивать с велосипеда на полном ходу и «катиться кубарем к стопам озадаченных обывателей».

После получения некоторого количества ссадин мужчина решает заночевать в деревне. А наутро обнаруживает, что ночью начался снегопад. При этом до высшей точки гор оставалось ещё около 20 км.

rusneb.ru

«Чем выше я поднимаюсь, тем больше снега на дороге, и тем сильнее вьюга. Наконец добираюсь до места, где такие завалы, что и пешком насилу пролезешь. На моё счастье вблизи деревушка и гостиница. Иззябший, вваливаюсь в последнюю», — говорится в заметке.

После горячего обеда путешественник намеревался продолжить путь, но хозяин гостиницы уговорил его остаться до утра, так как это небезопасно. Велосипедист согласился и целый день грелся у очага с семьёй владельца, с ними же ужинал. А наутро погода действительно улучшилась, и даже снег немного подтаял, так что можно было продолжать поездку.

Тем временем в Париже публику удивил секстиплеть в составе группы велосипедистов. Это особый пассажирский вид двухколёсного транспорта, рассчитанный на шестерых ездоков, производством которого занималась одна французская компания.

rusneb.ru

Впрочем, отмечается, что это ещё не рекорд. В то время в Британии выпускались семиместные аппараты под названием септиплет, а в США — девятиместные нонаплети длиной 5620 мм.

Более подробно ознакомиться с журналом «Циклист» от 18 ноября 1895 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В Дании же в 1895 году насчитывалось порядка 70 тысяч велосипедистов при населении около 2,5 млн человек. По мнению авторы заметки, если бы в России того времени велосипеды были так же популярны, то на них ездило бы не менее 3 млн граждан.



  • Новости партнеров

Сегодня в СМИ